Наш экскурсовод по усадьбе - сотрудница библиотеки из деревни Ларионово Нина Синицына рассказала историю появления комплекса: граф Роман Илларионович Воронцов женился на Марфе Сурминой, дочке богатого купца, и после свадьбы земли перешли в его собственность. Впоследствии он стал наместником и как раз первым владимирским губернатором.
Граф начал строительство с небольшого господского дома. А в 1770 году напротив дома решил возвести каменный пятикупольный храм в честь святого апостола Андрея Первозванного.
У Романа Воронцова было два сына. Один из них - Семён стал российским послом в Англии и всю жизнь прожил за границей. Александр (первый министр иностранных дел российской империи) стал управлять усадьбой. В гости в село Андреевское часто приезжала сестра братьев - княгиня Екатерина Дашкова.
Наибольший вклад в строительство и облагораживание усадьбы внёс Александр Романович Воронцов. Он прожил в Андреевском несколько лет — и успел достроить третий этаж основного здания, где в итоге, кроме спален и кабинетов, были такие необходимые комнаты, как столовая, буфетная, диванная, бильярдная, комната-аптека, библиотека, каминная, казначейская, приёмная и даже ...театр. На территории усадьбы Александр Романович соорудил школу, флигель, каретные, хозяйственные сараи, кузницу, здание конного двора, пекарни. Некоторые части зданий сохранились до сих пор. Постройки используются как помещение для магазина и отделения почты. Точное имя автора проекта комплекса неизвестно. Но в некоторых источниках указывают имена архитекторов Дмитрия Кириллова и Николая фон Берка (работал над созданием плана застройки Владимира).
Позади особняк раньше был парк, который сейчас больше похож на заброшенный лес. Но — с тропинками, значит, люди любят здесь гулять. “А вот эта липа была посажена ещё при Воронцове” - наш экскурсовод указывает на высокое дерево. Она говорит, что раньше здесь была танцевальная площадка, музыка гремела на все деревни. В 70-80 годах прошлого века существовал некий проект по реставрации парка, посадили туи, разбили клумбу, но на этом и остановились.
Недалеко от усадьбы можно увидеть невысокую кирпичную стену в гуще кустарников и деревьев. Это всё, что осталось от оранжереи, где выращивали лимоны, ананасы и померанцы. Причем, урожая было так много, что излишки приходилось отправлять во Владимир и в Москву на продажу.
В 1805 году Александр Романович сночался, а усадьба перешла в собственность его племянника - Михаила Семёновича Воронцова, участника Бородинского сражения. Раненых, у кого был шанс на восстановление, Михаил Семёнович тогда, в 1812-м, отправлял на подводах в Андреевское, превратив комплекс в госпиталь. В усадьбу пригласили врачей. Некоторых раненых отправили в ближайшие населенные пункты, но все расходы оплачивал Михаил Семёнович. В 50-е годы, уже после войны, здесь даже делали операции на лёгких. Сейчас на здании установлена табличка с фамилиями тех, кто здесь лечился - «около 300 чинов, 50 офицеров”.
После революции усадьба использовалась как противотуберкулёзный санаторий. “ Приезжали люди со всего Советского Союза, - говорит наш гид. - Палаты были по 10 человек. Лечили туберкулёз простым способом: правильное питание, свежий воздух и никакого стресса”. По словам Нины Алексеевны, в 6 км от усадьбы находилась деревня Рощино, где было целое подсобное хозяйство — с животными и «плантациями» овощей. Капусту квасили в огромных чанах. Некоторые годами здесь лечились - бесплатно. Лежачих больных даже зимой выводили на веранду, чтобы они могли дышать свежим воздухом.
”Это здание всё время было госпиталем, санаторием”, - говорит Нина Синицына. Во время Великой Отечественной войны здесь находился эвакуационный госпиталь № 4063. С 70 годов XX века здесь располагался детский пульмонологический санаторий “Болдино”.
Нина Алексеевна показала нам альбом с фотографиями — он будто дневник дней минувших. “Фотографии я делала сама, как чувствовала, что скоро этого не будет, - рассказывает библиотекарь, - это врачи наши, потом они разъехались. А вот приём детей в лагерь. Летом здесь было до 120 ребятишей. Лечили пациентов с астмой, заболеваниями легочного типа».
Детский санаторий просуществовал достаточно долго, но в 2012 году его закрыли. Хотя экс-пациенты вспоминают о нем с огромной теплотой — прежде всего, о своих воспитателях, врачах и медсестрах. Из лечебных процедур у детей были массаж, соляные пещеры, лечебный сон, кислородные коктейли, обёртывания. В свободное время играли на футбольном поле, на волейбольной площадке, в бильярд, участвовали в театральных постановках.
Ирина Спирина лечилась в этом санатории в 2006 году: «Уже много лет прошло. Тогда мне было 14 лет. Я помню жемчужные ванны, кислородные коктейли. И мы любили ставить театральные сценки. Состояние усадьбы было не очень хорошим, но атмосфера была замечательная».
Юлия Пономарёва лечилась в санатории в начале двухтысячных: «Я с детства болею бронхиальной астмой, для меня это место было спасением. Благодаря лечению там я много лет в ремиссии. Была в санатории более 20 раз. Мой сын тоже астматик и, конечно, ничего подобного в области нет. Очень жаль, что санатория больше нет. После его закрытия я приезжала в усадьбу. Видно, что там разруха, но здание все равно потрясающее».
Кстати, после революции 1917 года могилу Александра Романовича Воронцова разорили. В храме организовали киноклуб, потом там был гараж для автомобилей. Но в начале 1990-х годов храм стали восстанавливать.
В 1995 году на основании указа Президента РФ усадьба признана объектом культурного наследия и поставлена на государственную охрану. А имущество? Часть во Владимире: «В Палатах ВСМЗ есть экспозиция с мебелью из этого дворца, но она даже на одну подводу уместится. Где остаольное? У людей в этой местности я видела диван, кресло и секретер из дворца”, - говорит Нина Синицына.
В 2020 году усадьбу включили в проект “Возрождение исторических усадеб”. По пока каких-то видимых работ мы не заметили. Снаружи на стенах огромные трещины.
Недалеко от усадьбы местные жители установили новый памятник в честь земляков, которые погибли в годы Великой Отечественной войны. Рядом посадили каштаны. И все неравнодушные говорят о важности сохранения и восстановления усадьбы Воронцовых.
Еще в 2016 году приусадебная территория стала площадкой для проведения “Музыкальной экспедиции”. По задумкам организаторов, концерт должен был привлечь внимание потенциальных инвесторов. Однако этого не произошло.
В последнее время появилась информация о том, что усадьба скоро снова заживёт. Как сказал местный охранник, сюда иногда приезжает комиссия: ”Приезжают, с культуры…Они, например, если где-то крыша полетела, фиксируют, что надо сделать, потом приезжают, делают. У них же самое главное - это крыша, чтобы здание не текло… Якобы есть потенциальные арендаторы, желающие организовать здесь детский санаторий».