По мнению специалиста, проблемы с речью все актуальнее: «В детский сад приходят дети, с которыми заниматься все тяжелее. Больше стало ребят с неправильным произношением. У многих нарушено грамматическое построение фразы, маленький запас слов. Дети многого не знают, к примеру, чемодан называют сумкой. Каждый год, работая в саду, я наблюдаю: на 60 детей из двух групп - более 40 человек с нарушением произношения звуков. Даже у 5-6 летних ребят, которые готовятся к школе, нечеткая речь. При этом речь — высшая психическая функция. Она связана с другими важными процессами головного мозга - с воображением, вниманием или памятью - и напрямую влияет на развитие мышления. Именно речь помогает человеку овладевать абстрактными понятиями, понимать логику рассуждений и выстраивать связи между явлениями. Чем лучше развита у ребенка речь, тем быстрее будет проходить его адаптация в коллективе. Просто потому, что ребенок сможет объясниться и понять других. А еще развитие речи может уменьшить количество детских истерик: малышу не нужно добиваться своего криком, если родители понимают его слова. Безусловно, все дети развиваются с разной скоростью: один ребенок уже в полтора года разговаривает предложениями и декламирует стихи, а его ровесник только научился называть себя по имени и показывать на пальцах возраст».
- С чем связана задержка речевого развития ребенка?
- Прежде всего, со здоровьем мам, с тем, как происходило течение беременности. Легко ли мама носила ребенка, был ли токсикоз, давление, как проходили роды. Говорят, что после кесарева сечения дети более ленивые. Из-за сильной гипоксии ребенка. Он мог находиться между жизнью и смертью, его здоровье зависело от того, насколько долго головной мозг был без кислорода. У моей дочки Саши тоже проблемы с речью из-за гипоксии. Она родилась раньше времени. Сейчас ей 6 лет, мы постарались выправить проблемы с речью, но по-прежнему сложные построения даются ей с трудом. Каждые выходные делаем вместе «домашнюю работу». Вовремя запустить речь и исправить ее дефекты – очень важно для дальнейшей учебы.
С родителями надо тоже работать. Объяснять, что, если малыш в 3-4 года не ходит на горшок, не может есть ложкой или самостоятельно переодеться, то это тоже влияет на речь. Элементарные навыки, мелкая моторика – это отражение психического развития. Многие родители об этом не знают. А я часто использую в работе лото, различную крупу – для развития моторики. Мы режем овощи для салатов, учимся мыть посуду. Это помогает отделу головного мозга, отвечающему за речь. Самостоятельность, в том числе социально-бытовая, обязательна! Иногда на таких занятиях удаётся запустить речь, ребенок начинает восклицать и говорить. Современные родители часто вредят ребёнку изобилием красочных игрушек с кнопками и звуковыми сигналами. Бездумно дают гаджеты, включают неограниченно мультфильмы. Детям в такой ситуации нет нужды разговаривать! Между тем общение и речевое развитие малышу необходимы.
- Чаще всего дети картавят? Это так?
- Это один из самых частых дефектов речи. Многие дети картавят. Но еще чаще общее состояние речи смазано, либо не соответствует норме. Бывает, что в группе детсада многие говорят плохо, а остальные дети подражают, «слизывают» плохое произношение. Это потом не так просто исправить. У ребенка должен быть образец правильной речи.
- Ваши советы родителям. Как правильно вести себя с детками?
- За консультацией первый раз обычно родители приводят ребёнка в полтора-два года. Статус «задержка речевого развития» определяют до трех лет. Позже уже психиатр или невролог ставит диагноз. Логопеды работают с детьми в зависимости от их особенностей. Если ребёнок глухой или слепой, то тоже подбираем для него специальные занятия. Например, если алалия – сенсорная – ребенок не понимает речь, надо работать сначала над развитием интеллекта. Если моторная алалия – работаем над развитием памяти, мышления, занимаемся дыхательной гимнастикой. Но для всех возрастов актуально разговаривать с детьми. Чем чаще взрослые с детьми разговаривают, тем быстрее малыши вливаются в процесс речи. Чтобы им было интересно, надо играть в разные игры. К примеру, предложить придумать слово, которое начинается на какую-то букву или попробовать соединить два слова в одно – допустим, «сам» и «варить» в «самовар». Для улучшения дикции вытягивать губы трубочкой и вращать ими в разные стороны. Упражнение «вкусное варенье», когда ребенок облизывает губы, направлено на укрепление кончика языка. Любое занятие у логопеда начинается с артикуляционной гимнастики.
- До какого возраста можно исправить дефекты речи?
- Все зависит от строения артикуляционного аппарата. Если все хорошо, то неправильное произношение быстро исправляется. Если шепелявость, то тут достаточно сложно бывает, нужно развивать подъязычную связочку. Обычно мы проводим диагностику и говорим, сколько по времени займет процесс исправления речи. Желательно устранить все дефекты до 8 лет. Потому что позже ребенка могут дразнить. Что касается использования игрушек, то практически любую новую игрушку можно подстроить под логопедическое занятие. Даже в самом дешевом магазине можно найти предметы для занятий. Трубочки, стаканчики. Для развития мелкой моторики можно пересыпать с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Или делать картины – мозаики на пластилине, вдавливая в нее ракушки, семена, бусины, камешки. Эффективны пупыты – резиновые шарики-антистресс, которые бесконечно лопаются. Это можно использовать при коррекционном исправлении речи. Ребенок сам лопает шарик и одновременно хорошо произносит звук или фразу. Игрушки-страшилки «Хаги Ваги», которые страшно улыбаются, тоже можно использовать на занятиях, была бы фантазия!
- Вы еще вязаные игрушки используете в работе...
- Да, в работе с детской речью появилась вязаная лягушка для артикуляционной гимнастики. Дети ее очень любят! А сейчас у меня целый пальчиковый театр. Сама вяжу крючком животных, которые надеваются на пальчики. И можно показывать вместе с детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Репку». Метод развития речи через театр, сказки и обыгрывание считалок, стихотворений, чрезвычайно эффективен. Театрализация — это в первую очередь самовыражение, импровизация, оживление предметов и звуков, она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности — пением, движением под музыку, слушанием. Дети очень эмоционально реагируют на сказочных героев и на сильных эмоциях многие сразу начинают говорить.
Фото из личного архива героини.