Но даже в «руинированном» виде этот дом выглядит романтично и, можно сказать, поэтично, являясь незабываемой достопримечательностью региона.
Сопровождала нас в усадьбу Толя директор Симского сельского ДК в бывшем имении Голицыных Алла Комарова. Село Федоровское было царским владением, полководцу времен войны со шведами Михаилу Голицыну его пожаловал Петр Первый. Но если все принадлежало князьям Голицыным, откуда в их владениях появился граф Толь, который оставил после себя этот удивительный дом в замковом стиле? Все просто: граф Константин Толь стал супругом княжны Зинаиды Голицыной, внучки того самого Бориса Голицына, который приютил у себя раненого Багратиона в 1812 году, о чем мы рассказывли в предыдущем еженедельнике. Однако романтическая история переплетения древнего рода Голицыных с не менее древними Толями осталась примером того, как порой смерть разделяет влюбленных.
Карл и Зинаида.
Толь был сыном знаменитого отца-военного - Карла Толя, сподвижника Кутузова в войне с Наполеоном, участника Бородинского и других сражений. Говорят, без участия Карла Толя при Кутузове не проводился ни один военный совет и не принималось ни одного важного решения. А вот сын этого Карла - Константин не относится к числу самых известных представителей древнего рода пришедших на русскую службу знатных прибалтийских (остзейских) немцев.
Константин Карлович служил в Петербурге младшим чиновником II отделения Собственной его императорского величества канцелярии. Он в 1845 году стал избранником 27-летней княжны Зинаиды Александровны Голицыной, единственной дочери князя Александра Борисовича Голицына. Долгожданная свадьба состоялась!
Но увы - спустя пару недель после того, как Зинаида стала графиней Толь, молодая супруга простудилась и скончалась от болезни. Константин Карлович остался вдовцом. А женился снова только спустя много лет.
Безутешный отец Александр Голицын посвятил дочери придел святой Зинаиды в церкви Дмитрия Солунского в селе Сима. Позаботился тесть о том, чтобы выделить зятю земли, которые полагались в качестве приданого. В том числе графу Толю отошло и село Федоровское. Этот земельный раздел утвердил император Николай I.
Уже к моменту женитьбы Зинаиды и Константина Голицыны создали в Федоровском замечательный пейзажный и регулярный парки. Был построен первый вариант барского дома для молодой четы Толей на высоком берегу реки Селекши. Кроме «господского деревянного дома» уже в первой половине XIX века краеведы нашли и упоминание «конского завода» в этом селе.
Но впоследствии Константин Толь на месте старого барского дома выстроил новый - в том стиле, в котором его остатки мы видим и доныне - в стиле неоготики и неоренессанса третьей четверти XIX века. Важную роль в облике здания играют большие повторяющиеся окна и башни с бойницами.
Как-никак род Толей (Toll) был западного происхождения!
Их первый известный предок-рыцарь пал в сражении еще в 1005 году! Думается, даже графу Толю-чиновнику хотелось напомнить о рыцарских традициях семьи. Да и стиль вошел в моду после классицизма.
А еще Константин Карлович Толь зарекомендовал себя одним из прогрессивных помещиков Владимирской губернии, которые стремились развивать образцовое хозяйство на более современных экономических принципах. Граф был в числе тех дворян, которые на губернском уровне деятельно вносили идеи в проект Крестьянской реформы 1861 года. А после освобождения крестьян постарался отладить систему выкупных платежей и доходов от сдачи земель в аренду.
Ближе к революции усадьба перешла к другим владельцам — сначала к Долгову, тоже экономически очень продвинутому хозяину, потом - к купцам Карповым.
От пожара до пекинесов.
Мы подъехали к Федоровскому со стороны Симы, свернув направо по указателю с надписью «село Парковый». Тут надо пояснить, что в советское время при Федоровском создали совхозный поселок Парковый — в честь барского парка! Ныне существует отдельное маленькое село с названием в мужском роде «Парковый» - рядом с Федоровским.
Главная улица села как раз и ведет к руинам «замка» Толя. Именно так, с восточной стороны, судя по всему, к барскому дому подъезжали и в старину.
Осторожно проходим по тропинке, протоптанной в высокой траве к разрушенному барскому дому из красного кирпича. Вокруг заросли кустарника и травы.
Дом выглядит печально. Даже стен во многих местах нет. Кое-где кладка осыпалась, остались только металлические скрепы. Кровли тоже практически нет. В «сторожевой башне», внутренность которой просвечивает из-за разрушений, видны остатки винтовой лестницы, ведшей когда-то на верхнюю площадку. Как хорошо было с нее любоваться великолепным парком в одну сторону, а в другую - селом Федоровское с Троицкой церковью, построенной Голицыными еще в 1829 году!
Но как «замок» стал руинами? Главной причиной считается сильный пожар, который случился еще в 1943 году. С тех пор усадебный дом только разрушался. Есть данные, что еще в 60-е годы прошлого века где-то в оставшейся части здания работали ясли.
Только в 1990-2000-е годы годы комплекс усадьбы Толя с парком стал совокупностью объектов исторического наследия регионального значения. То есть под охрану главный дом, получается, взяли уже в виде руин. Только в 2004 году постановлением губернатора старинная усадьба Константина Толя вошла в границы территории историко-ландшафтного комплекса.
Здесь еще можно разглядеть остатки деревянной сыроварни (по другой версии - маслобойни) и кузницы.
Обходя графские развалины имения Толя невольно сравниваешь их судьбу с удручающим видом «замка» Храповицкого в Судогодском районе. Ну как же не везет прекрасным дворянским усадьбам, построенным в европейских традициях (хотя в разных стилях)! И там, и тут по недосмотру и безхозяйственности интереснейшие архитектурные памятники стали выглядеть как после бомбежки. Не приживаются, что ли, «рыцарские замки» на земле Владимирской?!
Кстати, бывшие владения Храповицкого в Муромцеве тоже называют иногда «графскими развалинами», хотя Владимир Храповицкий не носил титул графа. А вот Константин Толь был потомственным графом! То есть подлинные графские развалины ищите у сел Федоровского и Паркового в Юрьев-Польском районе. Сюда приезжают путешественники семьями, туристы целыми автобусами — пофотографироваться на фоне руин...
Пути к возможному возрождению двух полуразрушенных замков намечаются разные. Если усадьба Муромцево - все-таки памятник федерального значения, и ее взял под свое крыло ВСМЗ, то главный дом имения Толя решил восстанавливать частный инвестор.
За несколько лет удалось немного. Появился, в частности, забор с одной стороны дома, чтобы любопытные туристы не лазили прямо среди руин и не пострадали от обломков. Староста села Парковый отметила, что территория у руинированного дома даже не окашивалась этим летом. А усадебный парк так велик, что не всякий решится его пройти вглубь.
Но в целом руины пока остаются руинами. И трудно представить, чтобы в это непростое время нашлись миллиардные инвестиции в возрождение замка...
Гораздо больше повезло флигелям усадьбы графа Толя — «белому», «красному» и «с мезонином». Они остались жилыми домами, и сегодня сохраняются целыми. Кстати, традиции разведения породистых животных в бывшем имении удивительным образом получили продолжение в наши дни. Былое ржание породистых скакунов времен Голицыных и Толей сменилось заливистыми лаем очаровательных пушистых собачек — пекинесов. Их (известный в стране и за ее пределами) питомник существует как раз при флигеле с мезонином...
По другую сторону дороги в Федоровском находится действующая приходская Троицкая церковь 1829 года, она тоже входит в комплекс охраняемых объектов.
Жители села Парковый оказались радушными людьми, которые стараются пока на свои средства облагородить окрестности своих домов. Даже взялись за строительство небольшой открытой сцены, чтобы к ним приезжали творческие коллективы.
В этом году они выдвигали свое село на конкурс «Самая красивая деревня Владимирской области» - и заняли второе место среди населенных пунктов с числом жителей до 500 человек. При этом в Парковом очень переживают за судьбу разрушенного усадебного дома. Изготовили даже фотоальбом с его видами. Кстати, зимними. Очень круто смотрятся! И вот этот позитив от современных активных селян, живущих рядом с усадьбой, пробуждает надежду и на возрождение удивительного дома графа Толя.