16 октября 2022 в 13:22

Во Владимире побывал известный гитарист Никита Болдырев

Фото: Наталья Ларина
Интервью с гитаристом Никитой Болдыревым мы сделали сразу после Международного дня музыки. Сейчас ему 34 года, а в 14 лет он попал в Книгу рекордов планеты как исполнитель, «установивший мировой рекорд по скорости освоения гитарного репертуара». Уверяет, что у него нет никакой методики, - только увлеченность, и вот с ней «можно много чего наделать».

А началось все в 12 лет, когда Эдуард Айгунян (педагог) пришёл на урок в его школу и сказал, что набирает учеников. Так музыка стала жизнью Никиты. Про своего педагога Никита говорит так: «Я оказался в руках очень талантливого человека, сумевшего вытащить из меня всё, что было возможно, и дать возможность сделать это профессией».

При этом творчеством мальчик начал заниматься гораздо раньше. Например, в четыре года диктовал папе собственные сказки. Его отец сохранил те творения — в изначальном детском стиле, и читать их сейчас, по словам самого автора, очень смешно.

- Почему выбрали именно гитару?

- Я ничего особо не выбирал. Диалога с самим собой не было. Просто так получилось. Я действительно очень люблю гитару, в детстве обожал рок-музыку, а один из символов рок-музыки - это электрогитара. Когда я начал заниматься на классической гитаре, с моим удивительным педагогом Суреном Мирзояном узнал репертуар, которого не знал никогда! Я считаю, что классический гитарный репертуар - это величайшее достижение всех музыкантов и вообще всего человечества. Хотя пока, к сожалению, люди в большинстве относятся скептически к тому, что мало знают. Безусловно, музыкальная профессия - это очень амбициозная история, она очень эксклюзивная, в ней мало кто выживает...

- На момент поступления в эстрадно-джазовое училище у вас не было базового музыкального образования, т.е. вы не учились в музыкальной школе. Как к вам отнеслись педагоги?

- Препятствием отсутствие школы не стало. Я уже достаточно многое умел делать, и поступить - не было подвигом. Но сначала я решил познакомиться со всей комиссией этого училища, что получилось на одном из конкурсов, где я победил. Так что обучение в эстрадно-джазовом училище по классической гитаре (это была моя основная специальность) шло абсолютно гладко. Более того — оно было сплошным удовольствием. Я ездил на конкурсы, привозил призы и в каком-то смысле был героем. Но, правда, эстрадное направление... Я этим вообще никогда не занимался и, скорее, был аутсайдером. Естественно, мои однокурсники были намного сильнее. Но самое удивительное, что это моё аутсайдерство, в конечном итоге, обернулось в мою профессию, потому что для меня это был вызов. Меня действительно сильно зацепила джазовая культура, фьюжн тогда мне очень понравился. Показалось, что мне уже просто классической гитары мало, что хочется что-то ещё. Это был сложный период, потому что мне нужно было добавить новую квалификацию к тому, что есть. В конечном итоге по окончании училища я поступил в академию именно как эстрадник. Уже пошёл по джазовому образованию, чему очень радуюсь по сей день.

- У вас своя школа сейчас. Что сподвигло к преподаванию? Желание поделиться наработками или, наоборот, вдохновиться?

- Самый первый посыл - нужна была какая-то работа. Музыкальная профессия в этом смысле очень сурова. Многие очень хорошие гитаристы готовы, но нет свободных мест. И, конечно, это был главный мотив - просто заработать денег. А когда я в это погрузился, то понял,что это удивительное искусство, что, действительно, можно вдохновляться и учиться у учеников. Я это с радостью делаю... Всё как-то настолько стало интегрировано в меня как исполнителя, что на сегодняшний момент это уже давно неразрывные части одного целого. То есть я с учениками придумываю новые номера, потом они оказываются в моей программе. Я преподаю им свою музыку. Это всё стало единым целым. Я считаю, что современное преподавание и современная модель отношения к преподаванию должны быть именно такими. Причем, у меня вовсе не особенная методика. Например, так занимаются все барабанщики: рассаживают по классам учеников и ходят от одного к другому. Мне показалось, что такой способ очень комфортен для всех. Но сейчас люди больше хотят заниматься индивидуально.

Школа изначально была онлайн, она появилась в 2019 году, достаточно активно развивалась. Потом, пандемия вообще всё перезагрузила, и школа была временно приостановлена. Сейчас - благодаря моему новому партнёру Андрею Некипелову — все стало успешнее. Я решил продолжить этот проект в офлайне — с командой из моих бывших учеников.

- В каких странах, городах вам больше всего нравится выступать? Может на это влияет аудитория, техническая оснащённость зала?

- Я не вижу никакой разницы между Румынией, например, городком Лесковац в Сербии или Мурманском. Везде сейчас вполне прилично. Но в основном я выступал по России. И мне это абсолютно нравится. У нас совершенно потрясающий институт в виде филармоний. Это храм настоящего искусства, где его поддерживают. Этого нет во многих странах. И, конечно, если это никак не изменится, я буду счастлив изъездить просто все уголки России, хотя еще не бывал.

- С каким произведениями чаще всего выступаете?

- Я стараюсь идти по пути разнообразия - по той простой причине, что концептуальные программы сложновато всё-таки на практике реализовывать. Я пришёл к такому концепту, который мне предложила замечательная Свердловская филармония. Называется «классика-джаз-фингерстайл». Это когда не то чтобы такой капустник... А переплетение того, другого и третьего. Сплав. Наверное, я оказался именно тем гитаристом, кто должен был делать такую программу. Но у меня ещё есть замечательная программа со струнным оркестром, которую я тоже очень хочу воплотить. Это будет симфо-джазовая программа. Вообще я пока нахожусь в таком девственном очаровании: струнные оркестры прекрасны. Так что мне это очень интересно, а сама творческая задача — приятна.

- Сколько времени занимает подготовка к одному концерту?

- Когда у меня свободные периоды от концертов, мастер-классов или какой-то такой деятельности, где нужно сценическое действие воплощать в жизнь, я могу заниматься сколько угодно мало или сколько угодно много. Не привязываюсь ни к каким цифрам. Если речь о концерте, то ежедневные занятия часа по четыре, а лучше по пять просто необходимы для того уровня сложности программы, которую я представляю. Но много от гитариста зависит. Я знаю таких ребят, кто не занимается толком, но играет лучше всех. Всё индивидуально.

- Сколько в идеале должно быть репетиций с оркестром?

- Как сказал один знаменитый бас-гитарист и мой хороший товарищ Антон Давидянц, «репетиция должны быть одна». Этого достаточно - при условии, что все готовы. Причина большого количества репетиций связана только с тем, что кто-то не готов и все гоняют и ждут, когда он подготовится.

- Гитары копите?

- У меня их штук семь, кажется... Знаете, правила тут есть, но я их все нарушаю. Поэтому у меня какие-то гитары треснутые, но, честно говоря, никогда не замечал, чтобы это влияло на звук. Половина моих гитар — артистические, то есть их мне условно дарят, чтобы я на них играл.

- Подарки — это прекрасно. Но как монетизировать творчество?

- (С улыбкой. - Д.Н.) Зарабатывание денег в творческой профессии - не менее творческая задача, чем, собственно, сама профессия. Т.е если человек сможет экстраполировать свой талант в эту сторону, то у него непременно что-то получится. Но все же главное, что есть в музыке — это сама музыка. Она не нуждается в представлении, вот она есть - и ею можно объясниться с любым человеком, в этом удивительность этого языка. Как и любое искусство музыка невозможна без вдохновения. Ну а, с другой стороны, как говорил Пётр Ильич Чайковский, «вдохновение не любит посещать людей ленивых». Без труда вдохновение тоже не придёт. И монетизация вряд ли получится.

Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
16 минут назад Владимирским водителям напомнили о неукоснительном соблюдении ПДД из-за непогоды
УМВД России по Владимирской области сообщает сразу о двух авариях, которые произошли сегодня на автотрассах региона. Утром на ул. Кольчугинская в г. Александров 44-летняя водитель «Рено» "догнала" иномарку «Пежо». Женщин…
час назад В селе Лемешки Суздальского района открылся новый модульный ФАП
Прием пациентов уже начался, сообщили в пресс-службе правительства Владимирской области. Старый пункт располагался в здании 1988 года постройки. Новый обошелся бюджету в 4,5 млн рублей.