Да и крестник хорош - накуролесил в Париже, а теперь мечтает о юной фее...
А у феи любимый мужчина — дезертир, по темпераменту не способный держать себя в руках и не думающий дольше, чем на 15 минут вперед.
Или взглянем по-другому? Царь любит крестника и хочет, чтобы тот был счастлив. Но понимает, что цвет кожи парня, его происхождение в матримониальных планах — совсем не подмога. И, будучи по характеру простым, как кедровое полено, решает так: женю и баста! Мне бояре не откажут. В конце концов, некоторых людей к собственному счастью реально надо за уши тянуть.
Во Владимирском академическом театре драмы (на сцене ОДКИ) при полном аншлаге представили новинку репертуара - «Арап Петра Великого» в постановке Владимира Кузнецова, по мотивам романа Александра Пушкина. Рейтинг спектакля — 14+.
Сам Кузнецов написал в аннотации, что хотел сделать этот спектакль о любви с образом Петра Первого не в пафосной манере, а «живым и противоречивым». Удалось. И Петр действительно был человеком очень противоречивым, если верить документальным и литературным источникам о его правлении и характере. И, конечно, история его обожаемого арапа — лишь маленький штрих в его легенде.
Но Ибрагим Ганнибал для самого знаменитого русского царя на самом деле был очень важен — как соратник, ученик, возможно, друг... И арап был влиятельным в России человеком, невзирая на происхождение и оригинальную внешность.
Но лирическая история в спектакле - все же не байопик, это художественное произведение. Потому что в реальности с женами у Ибрагима все было несколько сложнее, чем представлено в спектакле.
Зато здесь он — романтик, полный благородства и самопожертвования по отношению к не любившей его девушке, которая все-таки оценила его «души прекрасные порывы» - и пошла на самопожертвование ради близких сама.
Так тоже бывает, хотя смотреть на такое (пусть даже на сцене) очень грустно, пусть даже среди героев никто и не рыдает по утраченной мечте. Даже те, у кого она утрачена... Это я про финал! Не про спектакль. Он как раз задорный.
Постановка вообще любопытная. Начиная с занятного (и уместного) кордебалета в отдельных сценах (спасибо хореографу Сергею Грицаю) и заканчивая решениями по декорациям и визуальному оформлению, что является заслугой художника по свету Тараса Михалевского и мастера по видео-дизайну Дмитрия Мартынова. Очень впечатлили их движущиеся видеоинсталляции на заднике сцены.
Но главное здесь, как это часто бывает в спектаклях Кузнецова, даже не «картинка», а метафоричные (и местами юморные) посылы к публике. Но каждый в них увидит свое, и в этом тоже элемент мастерства создателей, согласитесь.
Главная роль в «Арапе...» досталась Михаилу Бабаеву, одному из самых востребованных актеров театра. А вот Петра поочередно играют Андрей Гурамишвили и Вячеслав Леонтьев. Образ юной, наивной, но, когда понадобилось, сильной и здравомыслящей Наташи воплотила Наталья Демидова. Ее обожаемого, хотя и не особо адекватного Валериана исполнил Роберт Непогода, свежее пополнение владимирской труппы.