Способ первый. «Безопасный счет в Центробанке».
В этой схеме аферисты звонят с сообщением: «Злодеи пытаются похитить деньги с вашего счета, поэтому надо срочно перевести все средства на «специальный» («безопасный») счет в Центробанке».
Но на самом деле счет, реквизиты которого называют эти товарищи, никакого отношения к ЦБ не имеет. Это их счет. Но для большей правдоподобности вранья человеку могут даже прислать фото документов. Например, удостоверения сотрудника Банка России с логотипом и печатью. В августе на такой схеме пострадали жительницы Коврова (перевела жуликам четверть миллиона) и Александрова (здесь вообще ущерб 600 тысяч).
Итак, запомните: Банк России не работает напрямую с физическими лицами, инициативно не звонит и документы не рассылает. Никакого «безопасного лицевого счета» в ЦБ нет, поэтому если вы слышите от звонящего что-то подобное, сразу кладите трубку.
Способ второй. «Встречный кредит».
Звонит якобы сотрудник бюро кредитных историй и заявляет: «На вас (вашу жену, вашего сына, вашего брата и т. п.) мошенники пытаются оформить кредит». А потом перезванивают и врут уже о том, что являются сотрудниками службы безопасности банка, правоохранительных органов или Банка России, подтверждая информацию о кредите. И якобы лучший способ пресечь это безобразие - как можно скорее оформить «встречный» кредит самостоятельно онлайн или в офисе банка. А сумма кредита должна совпасть с той, которую оформляют неизвестные по вашим паспортным данным. При этом прессуют, веля делать все тут же и никому не говорить про оформление кредита, ведь это «секретная операция по вычислению жулика из числа сотрудников банка».
Вот что по поводу говорят в Банке России: ни сотрудники банков, ни бюро кредитных историй не информируют граждан об изменениях в кредитной истории по телефону. Еще важный нюанс: с 1 октября вы можете поставить запрет на онлайн-кредиты для защиты от мошенников. Можно также установить лимиты на онлайн-переводы и отказаться от оформления кредитов через сайт и банковское приложение. И это бесплатно.
Способ третий. «Компенсация».
Иногда мошенники звонят, представляясь сотрудниками Пенсионного фонда, налоговой, «Центра компенсаций» и говорят о якобы положенных выплатах. Чтобы «вернуть» пострадавшему похищенные деньги, мошенники создают спецсайты, ссылки на которые шлют по электронной почте или в мессенджерах, предлагая потенциальным жертвам «оформить компенсацию за похищенные средства, участие в финансовой пирамиде или, например, за приобретенные ранее БАДы. Но для этого, дескать, надо заполнить форму с личными и финансовыми данными, чтобы «проверить полагающуюся сумму возврата».
Консультация эксперта Банка России: Здесь мошенники рассчитывают на радость человека от шанса вернуть деньги. Бдительность теряется — и он говорит конфиденциальные данные. Запомните: никому нельзя говорить личные данные, секретный код на обратной стороне карты, коды из СМС от банка, ПИН-код от карты и входа в мобильное приложение банка. Банк вернет вам похищенные деньги только в том случае, если вы не говорили злоумышленникам свои личные и финансовые данные и сами не переводили им деньги.