Место действия — помещение в одном из бизнес-центров Владимира. Ходить здесь стоит предельно аккуратно, чтобы ненароком не наступить на чьи-то хвост или лапку. Управляющий котопространства — Роман, ему помогает Люся. Но главные здесь, конечно, кошки. Знакомиться с нами они подходят сразу.
- Не убегают? - интересуюсь у ребят.
- Нет, - уверенно отвечает Роман.
Честно говоря, очень хочется взять каждого котика на ручки, но именно это в котопространстве запрещено, хотя можно гладить, кормить и фотографировать. Посетителям, судя по всему, этого хватает — все уходят с улыбками до ушей.
Когда я спросила у Люси о цели проведения таких экспозиций, девушка сразу пояснила — это не экспозиция! Дескать, на выставках животные страдают, потому что их вгоняют в стресс, таская туда и сюда, и часто там кошки под препаратами.
- А мы в таком не участвуем, наши питомцы спокойны, потому что никто не посягает на их личное пространство, если им этого не хочется.
По мнению Люси, такие места решают важные задачи. Во-первых, радуют. Кототерапия — это вам не шутки! Или, например, дают людям возможность пообщаться с животными. Особенно это помогает тем, кто в ближайшее время планирует завести домашнего питомца, но не может определиться с породой или же хочет выяснить, есть ли у него аллергия. Люся консультирует посетителей, но именно консультирует — кошек из котопространства владельцы не отдают.
- Люся, а лично у вас сколько котов?
- Так вот они все.
- Я имею в виду, сколько котов у вас дома?
- Я понимаю. Это именно они, все мои.
Люся говорит, что в раннем детстве больше интересовалась собаками. Но с 10 лет стала убежденной кошатницей. Даже волонтерила в приюте после школы — ухаживала за животными, убирала.
«Однажды там никак не могли вылечить одного кота. Я каждый день приходила к нему и стала замечать, что проблема — не физическая. Он тосковал! Что его выкинули... Поэтому перестал есть и пить, соответственно, наступило обезвоживание. А я каждый день к нему приходила, глазки прокапывала, гладила его. Так он стал кушать. Уже решила, что закончив учёбу заберу его оттуда. А его раньше забрали. Он красивый был, с разноцветными глазами».
Люся с гордостью говорит, что в деле ухода за кошками научилась всему сама: читала книги, изучала породы...
В этот момент мимо нас проходит Апельсинка - длинношёрстная сомалийская кошка. А вот бенгальский кот. А вот курильский бобтейл (хвостик у них очень короткий). А вот еще один красавец... Я буквально «разрываюсь» в желании погладить всех, дефилирующих по всему помещению. Спят котики в вольерах. Люся говорит, что днём они редко там бывают. Могут зайти в вольер только если захотели отдохнуть или поесть: «Конечно, в клетках им тесно, поэтому я не ограничиваю их в пространстве, что хотят, то и делают».
- А они не конфликтуют?
- Бывает и такое. Но здесь все кастрированные, стерилизованные, так что им нечего делить. Но иногда характер проявляют. Вот, допустим, рыжая ненавидит всех белых.
- Как они себя чувствуют после переездов? Это ведь не первый ваш город.
- Не стрессуют. Люди же путешествуют со своими животными. У каждого - своя переноска. Мы по два-три города катаем, потом - домой. То есть коты у нас тоже отдыхают.
Один такой отдыхающий — на крыше вольера: Александр Олегович (не шутка!). А вот Олеська, самая крупная кошка. Ксения Валентиновна тоже залезла на верхотуру, чтобы понаблюдать за нами.
Имена кошкам придумывает Люся. Но бывает, что кто-то отдает своего кота, тогда кличка остаётся от прежних хозяев. Но истории здесь разные. К примеру, Арчи попал сюда из-за ребёнка. В семье появился малыш, и женщина решила, что ей больше не до кота. А над Семёном издевались дети, и он эту обиду в себе сохранил. Поначалу вообще никого к себе не подпускал. Но уже адаптировался, теперь со всеми дружит.
Средний возраст питомцев в этом котопространстве - 5-6 лет. Но есть и более старые. Например, Аврора (порода невская маскарадная). Ей уже более 10 лет, в молодости выступала на различных выставках, но престарелой стала не нужна своим хозяевам. Серого шотландца Колбаса нашли на улице неравнодушные люди, а у упомянутого Александра Олеговича умерла хозяйка...
Британская кошечка, по словам Люси, особа вредная. Но якобы они с рождения такие. Ещё к вредной категории относятся шотландцы. А вот, например, у мейн-кунов варьируется поведение. Не выспался кот - всё, значит, у него нет настроения. Но даже своенравных котов можно дрессировать. Вон у Люси чёрный мейн-кун даёт лапку.
С недоумением вижу на полу «самозванца» в котозоне - шпица по имени Тедди. Но он здесь свой, коты его прекрасно знают.
- Люся, а как вы их моете? Котики очень чистенькие...
- Кошек мыть нельзя, если нет острой необходимости. Это всех пород касается, кроме сфинкса. Любая кошка выделяет сальные железы для того, чтобы шерсть блестела. А у сфинксов шерсти нет, и весь этот выделяемый сальный жир прилипает.
По этой же причине сфинксов одевают в платьица и свитера. Модница Люсиного котопространства - Нелли, кошечка как раз породы канадский сфинкс.
Понравилось ли нам? Да. Но, честно говоря, хотелось бы, чтобы они все спокойно сидели дома или же обрели каждый своего человека.