Учителя для 157 особых учеников. Во Владимирской области это уже 13-я коррекционная школа, в которой произошло обновление. Теперь здесь преобразились главный корпус и мастерские. По проекту Омофоровская школа-интернат получила 7,5 млн рублей, еще 5 млн рублей на ремонт выделил областной бюджет.
В этом учебном году в школе 157 учеников, в том числе 44 с инвалидностью. Из них 30 человек – на домашнем обучении, а 24 ребенка живут здесь круглосуточно. Выездные занятия организованы также для 17 взрослых, живущих в Арбузовском и Собинском психоневрологических интернатах. Ребят и учителей подвозят три автобуса.
- В школе трудится очень слаженная команда, - отмечает начальник отдела защиты детства департамента образования области Наталья Китаева. – Есть педагоги, работающие здесь с основания учреждения. Безусловно, они отдают ученикам много сил и сердечного тепла. А ведь здесь учатся очень «трудные» дети. Но если они видят, что учителя любят свое дело, создают в маленькой коррекционной школе свой мир и красоту, то это остается в памяти на всю жизнь.
Одной из важных задач в обучении особенных детей – помочь им в учебе и в определении с профессией, чтобы он смогли самостоятельно жить в будущем и трудоустроиться.
Как рождается желание делать все своими руками. Мы побывали в интернате во время каникул, когда все ученики разъехались по домам. И все же группа ребят осталась, чтобы выступить с презентацией родной школы. Общеизвестно, что у многих детей с нарушением интеллекта страдает память. Однако в этот раз ни один из выступавших не забыл ни строчки из стихов, посвященных учебе и школьной жизни. Безусловно, дети рады изменениям, произошедшим за последний год. В хороших комфортных условиях с новым современным оборудованием у многих появилось желание учиться и получать профессиональные навыки.
Кто-то из педагогов рассказывал, что 30 лет назад помещение интерната было темным и мрачным. Сюда, в отдаленную деревню, помещали ребят со сложными дефектами здоровья. Украшало эти места только благозвучное название Омофорово, что в переводе с греческого означает «покрывало». Совсем рядом с интернатом - церковь Покрова, которая была построена помещиком Павлом Дубровским и уцелела до наших дней. Говорят, что Богородица с покровом в руках была храмовой иконой местной церкви. Кто знает, может она покровительствует благому делу обучения детей с инвалидностью до сих пор…
И вот мы вместе с директором Надеждой Павловой идем по обновленному интернату. Уютно и красиво в спальных комнатах и классах. Здесь после ремонта новая мебель, кровати, занавески. В отдельном корпусе – мастерские, в коридорах весь интерьер – это изделия ручной работы, в основном из дерева. С одной стороны колодец, с другой – сказочный домик. Везде удобные, почти царские кресла-троны из резного дерева.
Знакомимся с хозяином слесарной мастерской. Это учитель слесарного дела Александр Корнев.
- У нас произошла полная модернизация оборудования! – увлеченно рассказывает он. – Появились слесарные верстаки с выдвижными ящиками, где можно хранить заготовки и инструменты. Это токарно-винторезный станок, это фрезерный с сенсорным управлением, а это – напольный сверлильный – с большим сверлом, подсветкой рабочего места и лазерным указателем…
В столярной мастерской пахнет свежим деревом. Учитель столярного дела Александр Матвеев трудится здесь 40 лет и поясняет: такое благоухание - от новеньких верстаков.
- Они сделаны в России из бука и долговечны, - говорит он. – Работать на них – одно удовольствие! Мы для удобства дополнили их укладками с инструментами. Древесины у нас много, мы ее заказываем. Теперь появились новые станки, лобзики. Особенно нужный – это долбежно-пазовальный станок. Появилась экологичная вытяжка – труба, которая сразу всасывает все стружки. Из древесины мастерим все для школы. У детей после обновления мастерской есть желание делать все своими руками!
Столы, лавочки, кресла, домики, панно, резные подставки и горшки для цветов, аисты, колобки и муравей, который тащит во дворе тележку с божьей коровкой. Это только часть того, что сделано руками учителя и ребят. Популярны у ребят и уроки рисования, недавно здесь работает интересный художник Наталья Бурмантова, работы которой также украшают интерьер школы.
- Сегодня вырос спрос на рабочие профессии, - добавляет директор Надежда Павлова. - Так что наши ребята, которые после школы оттачивают профессиональные навыки как швеи, столяры и слесари в колледжах, очень востребованы в различных сферах.
«Дом совы» и цветолестница. Благодаря проекту в коррекционной школе приобрели новое современное оборудование для психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы, в том числе мультимедийное. Это интерактивные рабочие столы, дидактические пособия и обучающие игры для обучения чтению, письму и развитию речевого общения для кабинета коррекционных занятий с детьми-инвалидами, кабинетов логопеда и психолога.
Вот мы заглянули в сенсорную комнату психолога Светланы Ананьиной. Здесь вся мебель без острых углов. Для занятий с детьми появился специальный стол с программным обеспечением. На экране – профиль ребенка и психологическая карта. Все легко распечатать. Здесь можно наблюдать интерактивную капель «Бесконечность» и настенную проекцию «Нирвана». Купаться в сухом бассейне с подсветкой и примерять для себя необычное кресло.
- Фонтан и дождь отлично сочетаются со сказками, - рассказывает психолог - Пескотерапия и цветолестница хороши для ребят с РАС, а глядя на пузырьковую колонну с рыбками, дети учатся загадывать желания.
В кабинете логопеда Надежды Гавриловой царит атмосфера волшебства! Она так увлечена новыми технологиями и возможностями, что готова показывать ноу-хау и загадки часами. И это прекрасно: ведь она заведует стратегически важным направлением – развитием детской речи. Еще недавно логопеду приходилось всю дидактику вырезать своими руками из картона, а сегодня весь кабинет уставлен новыми интерактивными играми, яркими игрушками и интересными предметами.
А еще в школе появилось совершенно новое образовательное пространство – зал лечебной физкультуры. Он оснащен современными специализированными тренажерами и оборудованием для развития двигательной активности и реабилитации. Особенно впечатлили интерактивный скалодром с подсветкой, который стимулирует движения, и комплекс «Дом совы», где все предметы в подвешенном состоянии. Здесь есть лесенка для профилактики плоскостопия, качели и тренажеры для координации движения. Есть педагог, который все покажет и проконтролирует. Так что возможна качественная реабилитация.
Кстати. В конце 19 века в с. Омофорово построили начальное народное училище с приютом для 10 мальчиков-сирот. Основал его уроженец д. Бабанино петербургский купец 2-й гильдии Михаил Махра.
В 90-е годы XX века учреждение стало школой-интернатом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сегодня это областное учреждение для детей с нарушением интеллекта. Благодаря участию в нацпроекте проекте «Образование» интернат получил статус Доброшколы.