Смена приоритетов. До 2015 года Илья руководил автосалоном, торговал американскими автомобилями. Когда из-за санкций автопроизводитель ушел с российского рынка, пришлось думать, чем заниматься дальше.
- Мне к тому времени уже надоело заниматься перепродажами. Бабушка у меня таких спекулянтами называла. У нас полстраны спекулянтов. Решил стать производственником, - рассказал фермер.
Тем более на глаза в интернете попался очень завлекательный бизнесплан - разведение осетров.
Илья прикупил землю в деревне Вилки, считающейся микрорайоном областного центра, построил производственное помещение. На это ушли накопления от прошлого бизнеса, средства от продажи доставшейся в наследство бабушкиной квартиры. На приобретение оборудования получил грант от областной администрации. Самой большой проблемой оказались рекомендации от муниципалитета, за которыми пришлось побегать по чиновничьим кабинетам, убеждая, что и в областной столице фермерский стартап вполне реален. А без такой рекомендации на крупный грант претендовать сложно. В конце концов, и эта проблема разрешилась, рекомендация была получена, а следом получены и грантовые деньги на приобретение оборудования. И в 2016 году проект заработал.
Гладко было на бумаге. И вот тут оказалось, что… Нет, реклама не обманывала, просто умалчивала о деталях. А дьявол, как и положено, в них. С нюансами производства фермер знакомился через убытки и истерзанные нервы.
- Нужны крепкие нервы и самогон, чтобы этим бизнесом заниматься, - шутит он.
Первый сюрприз начался с отключения электричества. Выяснилось, что через полчаса без электричества рыба просто дохнет. Чтобы проект был рентабельным, плотность рыбы в бассейне должна составлять до 40 кг на куб воды. При такой плотности без постоянной искусственной аэрации осетр просто начинает задыхаться - не хватает кислорода.
- За электричество плачу 30 тысяч рублей в месяц. А отключения бывают и три раза в неделю. Сидишь в кафе с друзьями, узнаешь, что электричество отключили. Приходится срочно срываться и ехать в деревню заводить генератор. И чаще всего аварии ночью случаются почему-то. Не успел - у тебя тысяч на 200 рыбы кверху брюхом всплыло, - объяснил Илья. - Досадно, ты ее год растишь до товарного состояния, и вдруг - такая подлянка с убытками.
Не бизнес, а квест какой-то для особо авантюрных и психологически устойчивых.
Не всегда спасает и заранее установленная система автоматического оповещения, посылающая при отключении электричества на телефон эсэмэску.
- Было такое, что обнаружил уже последствия отключения - эсэмэска не пришла. Стал разбираться, оказалось, что мне втихую установили подписку на анекдоты и списывали ежедневно деньги со счета. И когда электричество отключилось, баланс был в минусе, - привел пример фермер.
Дрова для высоких технологий и спецдиета.
Драйва в эту осетровую историю добавляет отсутствие в деревне газа и необходимость заготавливать и пилить дрова для отопления. Такое вот высокотехнологическое производство на дровяном отоплении. Настоящая городская ферма - без асфальта, без газа и временами без электричества.
А температура должна быть комфортной. Рыба капризная. Чуть что, выходит она из зоны комфорта, впадает в депрессию и опять-таки помирает. Разборчива рыбка и в вопросах питания. Предпочитает импортный комбикорм. А стоит он 3 евро за кг. Да еще и проблемы с логистикой. Отечественный аналог есть, хотя его и мало. Вот только он быстро размокает в воде, загрязняя ее.
И кормить нужно по расписанию: взрослых - 5 раз в день, а мальков - 20.
- Поначалу попробовал сократить число кормежек для мальков до 10, чтобы хоть не каждый час срываться, а через полтора часа. Из полутора тысяч выжило 1200, - вспоминает о печальных результатах эксперимента заводчик осетров. - Пришлось устанавливать автоматическую кормушку.
Сейчас в хозяйстве Рожкова - три бассейна с рыбой. Выход с каждой установки - 1,5 тонны в год. В планах - нарастить производство до 5 тонн.
Осетрина должной свежести. Сбыт - отдельная тема. Чтобы технология «не буксовала», осетра нужно через год продать и запустить в освободившийся бассейн мальков. Но царскую рыбу не всякий сможет приготовить по-царски. Поэтому фермер договорился с топовыми шеф-поварами. Но в последнее время и специалистов, умеющих работать с осетриной, стало меньше, и заказов тоже. Смысла ставить холодильник и нести дополнительные затраты нет. Осетрина второй свежести не бывает. Замороженная сразу же теряет в качестве и стоимости. На крайний случай, если возросшие объемы станет сбывать в местные рестораны труднее, есть перекупщики. Но с ними Илье работать не очень хочется. Лучше, чтобы живой осетр сразу же попадал к высококлассным поварам.
Сам же фермер к осетру на блюде равнодушен. Говорит, что когда они каждый день перед тобой мельтешат, то в качестве деликатеса уже не воспринимаются. Да и мороки с правильной готовкой много.
Рыбка не простая, но не золотая. Царская рыба вовсе не оказалась рыбкой золотой - желаний не исполняет, наоборот - требует исполнения своих желаний и капризов. Про прибыль осетрового предприятия тоже говорить пока рано. Заработанные деньги уходят на модернизацию и расширение.
- А первоначальные вложения и вовсе неизвестно когда окупятся. Хорошо, что государство помогает субсидиями на корм, на малька. Когда начинал, думал: вроде конкуренции нет, цифры в рекламном проекте были очень привлекательными. На бумаге. А на деле все немного не так оказалось. Все через нервы и затраты. И заднюю уже не дашь - втянулся, привык. Но есть мысли, раз все равно привязан осетрами к деревне, еще что-нибудь придумать более доходное. Может, яблоневый сад разбить, или шампиньоны в мешках под потолком выращивать - в помещениях все равно влажность высокая, - строит планы развития Илья Рожков.
Вряд ли любое новое начинание обойдется без нервов и новых незапланированных трат. Хотя с таким упрямством и оптимизмом успех городского фермера вполне прогнозируем. А главное, бабушка могла бы внуком гордиться по праву - он теперь производственник.