В Законодательном Собрании прошли традиционные публичные слушания главного финансового документа региона на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов. Участники — заместители главы региона, депутаты Законодательного Собрания, руководители Счетной палаты Владимирской области, профильных департаментов, бюджетных учреждений, а также активные общественники. Обсуждение законопроекта заняло почти три часа.
Упомянутые 7,5 млрд далеки от допустимого для региона верхнего предела государственного внутреннего долга, на 1 января 2024 года он составляет 17,8 млрд рублей. То есть «долг на безопасном уровне». При этом в законопроекте предусмотрены источники погашения дефицита. Ну и в течение года традиционно будут дополнительные средства от Федерации, но в каких конкретно объемах, станет ясно после второго чтения в Госдуме закона о бюджете РФ.
Что касается собственных налоговых и неналоговых доходов, то они в новом году в нашей области должны составить 60,8 млрд рублей, как рассчитали специалисты — на 2,2 млрд больше, чем планировалось при разработке предыдущего бюджета на трехлетку. Особенно красиво выглядит рост поступлений НДФЛ — плюс 9,7 % (1,9 млрд), что логично предполагает увеличение зарплат. Рост ВРП на процент (до 792,7 млрд) и прибыли организаций (до 137,2 млрд) тоже предполагается.
Налоговые льготы в 2023 году обойдутся казне более чем в 9 миллиардов. Много? Да. Но это - поддержка инвестиций и значимого бизнеса, которая обычно окупается. При этом продолжат работать новации по льготам — как для предпринимателей, так и для обычных граждан. Напомним: например, Федерация до конца 2024 года обнулила ставку по налогу на прибыль для аккредитованных ИТ-компаний, отменила повышающий коэффициент для расчета транспортного налога для авто дешевле 10 млн рублей, освободила от уплаты налога на прибыль сельские дома и ДК, клубы муниципальных образований, продлила порядок зачисления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет по ставке 3%, в бюджеты субъектов РФ - по ставке 17% и т. д. В свою очередь регион снизил для участников региональных инвестпроектов минимальный объем капитальных вложений (со 100 млн до 50 млн рублей), для представителей МСП, находящихся на упрощенке, снизил ставку по налогу на имущество с 2% до 1% и т. д.
Как сказал первый вице-губернатор, директор департамента финансов, бюджетной и налоговой политики АВО Вячеслав Кузин, тратить те самые 91,4 миллиарда область будет в рамках 35 государственных и одной адресной программ. Больше всего денег (23,4 млрд) в новом году уйдет на социальную политику, за ней - по приоритетам - следуют образование (23 млрд), экономика и ЖКХ (17,3 млрд), здравоохранение (10,4 млрд, но это без денег ФОМС!), культура (2,56 млрд) и спорт (1,1 млрд). Доходы дорожного фонда Владимирской области в 2023 году составят 6,6 млрд рублей.
Объем законопроекта — по моим подсчетам, составляет больше 650 страниц. И там все — от социальных выплат и льгот разным категориям граждан и индексаций зарплат бюджетникам до ликвидации непригодного жилого фонда, инвестиций в ремонт и строительство социальной и коммунальной инфраструктуры в конкретных территориях.
Михаил Максюков, председатель бюджетного комитета ЗС (фракция "Единая Россия"), рассказал о части уже принятых рекомендаций и заверил, что новые пожелания участников публичных слушаний (а равно депутатов и прокуратуры) постараются учесть при принятии окончательного варианта бюджета. Например, прозвучали рекомендации увеличить финансирование модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, поддержки предприятий, покупки жилья детям-сиротам (потому что недвижимость выросла в цене), укрепление материальной базы больниц...
Кстати, о больницах — депутат Ирина Кирюхина (фракция "Единая Россия") сказала о необходимости предусмотреть деньги на ПСД для модернизации больницы скорой помощи во Владимире, более известной как «Красный крест». Коллеги-депутаты ее мнение о прекрасном коллективе врачей, работающих в БСП в негодных помещениях, поддержали: «Люди благодарят врачей, но жалуются на плохое состояние отделений».
Народные избранники правы: даже главный корпус БСП давно не отвечает стандартам современной больницы — по планировке, состоянию санузлов и т.п. Что уж говорить о старом двухэтажном здании, где располагается урологическое отделение? Весь вопрос, что с этим делать — ремонтировать весь комплекс или старое здание сносить и на его месте возводить современный корпус? Дорого и то, и другое, но думать об этом надо. Нюанс в сумме — разработка ПСД строительства корпусов для такого объекта, как больница, может стоить и 30, и 40 млн... Там множество нюансов по коммуникациям, которые обязательно нужно предусмотреть. А сама стройка — точно больше миллиарда.
Мы спросили у Михаила Максюкова, есть ли шанс найти деньги на разработку ПСД в бюджете-2023? Он назвал сумму «подъемной», но добавил, что «требуется проработка на уровне департамента здравоохранения».
А Ирина Кирюхина сказала, что строить лечебные учреждения нужно там, где есть кадры. В БСП они замечательные. Самое обидное, что деньги были, но - «50 ФАПов стоят пустые, потому что нет фельдшеров, а их еще и содержать надо». Кузин согласился с депутатом, что на «зарытые таким образом в песок» деньги упомянутую больницу можно было «пять раз в порядок привести»...
Точного расчета «цены» всех озвученных на этой стадии рекомендаций к проекту бюджета пока нет, но деньги на часть решений уже заложены. Как сказал Максюков, «наказы депутатов есть в основе бюджетных проектировок».
Депутаты спросили Вячеслава Кузина, может ли он назвать главный финансовый документ на ближайшую трехлетку бюджетом развития? Первый вице-губернатор ответил так: «У нас каждый год бюджет развития. Что-то всегда развивается».