За эти годы бессменный руководитель конного направления «ЛА» Екатерина Герасименко вместе с дружной командой инструкторов сумела наладить хорошие партнерские контакты с владельцами конных клубов и экоферм в регионах присутствия отряда, подготовить сотни поисковиков-всадников (сейчас их на интерактивной карте направления около тысячи человек) и отработать методику обучения новых добровольцев. Именно по этой методике в минувшие выходные — впервые во Владимирской области! — обучали московских и владимирских поисковиков навыкам работы в «Пегасе». Место действия — конный клуб «Зазеркалье» в Александровском районе, чей владелец на два дня предоставил отряду для учений свои владения и, конечно, лошадей.
«Пегас» - это позывной именно конной группы «ЛизаАлерт». Как «Ветер» - для автоэкипажа или «Лиса» - для пеших добровольцев.
Идеальное количество людей для «Пегаса» - от двух до пяти человек. Но их уровень должен быть схожим. Ведь если, например, трое из четырех могут направить коней преодолеть препятствие, а четвертый — нет, миссию можно закрывать и возвращаться в штаб, не выполнив задачу...
К тому же навыкам обращения с лошадьми нужно учиться еще и потому, что это живые существа, которые могут испугаться чего-либо, быть не в настроении работать или плохо себя чувствовать. И тут важно уметь вести себя правильно, чтобы и задачу выполнить, и самому не пострадать, и коню не навредить.
Чем хороши конные поисковые группы, Екатерина объяснила сразу, на первой вводной лекции: скоростью (линейные ориентиры — лесные дороги, тропы и т. п. всадники осмотрят гораздо быстрее пеших), повышенной проходимостью (там, где машина не проедет и человек не пройдет — например, через широкую канаву, конь спокойно двинется дальше, а всадник даже не намочит сапог), возможностью прекрасного обзора на многие метры (даже при наличии высокой травы), что важно для эффективности прочеса на открытых пространствах, хорошим слухом, идеальным обонянием и чувствительностью (лежащего человека в траве конь обязательно почует и никогда на него не наступит, а отклик услышит быстрее и тут же среагирует, например, движением ушек или поворотом головы).
Кстати, с высоты лошади лучше распространяется звук, что важно для работы на отклик. На лошади можно быстрее, чем пешком, доставить комплект эвакуации. И она движется быстрее человека, но не настолько быстро, чтобы мешать всаднику как следует осматривать окрестности.
Есть, конечно, свои минусы — в буреломы, овраги и болота коня не направишь. Доставка лошадей на место поиска не всегда возможна: расстояние может быть дальним, а коневоз есть далеко не у каждого коневладельца. Для эвакуации найденного потерявшегося коней тоже не используют — из соображений его безопасности. Группа в этом случае просто остается с ним до прибытия пешей группы эвакуации, если он сам идти не может. Ну а если может, все всадники спешиваются и идут вместе с ним пешком.
Лошади, кстати, для поиска подходят не все. Манежные, например, не годятся.
Порой инструкторам направления приходится искать отдельно коней, отдельно коневозы, иногда - через администрации на местах или с помощью специалистов ветеринарных служб. А то и в интернете — по объявлениям о продаже навоза (не шутка, логика понятная - «Значит, у этих людей есть лошади»).
На вопрос, кого чаще используют — жеребцов, меринов или кобыл, Екатерина ответила неожиданно: «Решает владелец. Главное, в «Пегасах» не должно быть конфликтующих между собой животных».
Подбор необходимых для конкретного поиска ресурсов по «Пегасам» иногда занимает несколько часов, а иногда — несколько дней. И, кстати, в год в отряд поступает около ста заявок на поиски именно с участием конного направления.
С чем в отряде очень строго — так это с техникой безопасности. На учениях (как и на реальном поиске) шлем — обязательная опция, специальная обувь — тоже. Нет нужной экипировки - работать верхом вас не допустят, будь вы хоть трижды всадник с грандиозным опытом. Принцип отряда - «Не увеличивать собой количество пострадавших».
Кстати, на учениях к каждому новичку приставили инструктора, знающего особенности характеров всех предоставленных лошадей. На плацу курсанты демонстрировали, как они усвоили лекции инструкторов по работе с компасами и навигаторами, а потом было самое интересное — учебный поиск человека в поле, с работой на отклик и прочесом «Пегасами» по четыре пары «человек-лошадь». Роль статиста, которого искали все группы, блестяще исполнил Антон — сотрудник «Зазеркалья». Часть «Пегасов» отработала в поле уже в темное время суток. Найти Антона удалось всем.