28 ноября 2022 в 18:56

Во Владимирской области жителям деревни Башкирдово приходится ездить на болотоходе

Есть во Владимирской области места, куда не ведет ни одна дорога. А вот люди там живут, отрезанные от доступа к магазинам и медицинской помощи. Прописка у них есть, местная, но как дело касается жзнеобеспечения, выясняется, что никто тут не живет.

В Новобусино мы ехали по навигатору, который, как предполагалось, знает оптимальный маршрут. Но в районе Снегирево дорога пропала, началось настоящее бездорожье. Нам повезло: как раз накануне грянул мороз, иначе не проехали бы - застряли. Около Топорищево пришлось выйти из машины и идти пешком, чтобы водитель мог маневрировать в колее. Интернета не было, а местами пропадала и сотовая связь. Застрять в таких обстоятельствах очень не хотелось.

Виктор Ефимов, встретивший нас в Новобусино, рассказал, что навигатор всегда почему-то ведет этим маршрутом. Однажды коварный электронный «сусанин» подложил свинью его друзьям, застрявшим в этих местах без связи. Им пришлось даже залезть на дерево, чтобы дозвониться до друга. А тому - искать и нанимать трактор, который вытаскивал из грязи машину. Хотя до Новобусино есть асфальтовая дорога из Кольчугино. При этом наш собеседник уверен, что настоящего бездорожья мы еще не видели, и пообещал показать его в своей деревне - Нефедовке.

Пересаживаемся в старый военный уазик – наша легковушка шансов попасть туда не имеет никаких. До Нефедовки всего 2,5 км от Новобусино. Но по непролазной грязи они почти непреодолимы. Сюда не могут добраться машины экстренных служб, не говоря уже об автолавке. Школьные автобусы тоже в эти деревни не ездят. Как тут люди выживают?

Вокруг Новобусино несколько деревень, отрезанных бездорожьем от цивилизации. Одна из них - Башкирдово, где живет Дмитрий Суслин. С ним мы тоже общались в Новобусино. Приехал он с двумя маленькими детишками на странной тарантайке - болотоходе «Каракат», сделанном под заказ вологодскими умельцами. У Суслиных трое малышей, и болотоход купили ради их безопасности после одного происшествия.

Деревенский триллер.

Недавно Дмитрий с соседями эвакуировал в больницу мужчину, чья жизнь зависела от оперативности медицинского вмешательства. Несчастный случай произошел около деревни Кривцово. Немолодая семейная пара навещала старенькую родственницу. Каждую неделю они ей привозили продукты. Из Кривцово, как и из других ближних деревень, ходить в магазин приходится за несколько км от дома по глубокой грязи. А у бабушки больные ноги, вот дети и обеспечивали ее продуктами. И в этот раз поначалу было все, как всегда. Доехали на машине «докуда смогли». Дальше – пешком с сумками. Чтобы пробраться к деревне, нужно было перейти реку - по бревну. И во время переправы на мужчину упало дерево.

- Я был в том момент дома, мне его жена позвонила, попросила найти тракториста, - вспоминает Дмитрий. - Нашел. Приехали. Пострадавший на бревне висит, руки ноги по бокам, не может шевелиться. Подозревали перелом позвоночника. Руки у него уже синие стали. Он же еще и в реку упал. Жена как-то из реки его вытащила. На улице холодно, а человек недавно переболел воспалением легких. Жена уже позвонила в МЧС. Мы, чтобы до их приезда время не терять, сбегали в деревню, взяли пилы-топоры, начали валить ветки, чтобы к пострадавшему можно было подойти, когда спасатели прибудут. Правда, они потом отзвонились, сказали, что пришлют трактор без прицепа. А мы сами на таком приехали. Зачем еще один? Тем более, если позвоночник поврежден, пострадавшего только на носилках нужно эвакуировать. Мы снова искали другого тракториста, у которого был бы прицеп. Скорая все это время стояла в Новобусино, потому что не могла проехать. Нашли трактор, взяли фельдшера с носилками, добрались до места, погрузили пострадавшего сначала в прицеп, довезли до Новобусино, до скорой. Потом врачи сказали, что счет шел на минуты. Позвоночник оказался цел, но были другие переломы и сильный ушиб грудной клетки. А из-за сильного переохлаждения у пострадавшего уже останавливалось сердце. Но спасли, к счастью. После этого случая Дмитрий заказал болотоход:

- Он не для дорог общего пользования. На него даже прав не требуется. Я жену научил им управлять. У нас же трое маленьких детей. Случись что – хотя бы до Новобусино доехать.

Вот так и выживают. Машины оставляют в Новобусино - толку от них дальше никакого, и пересаживаются на вездеходы. Правда, даже уазик не всегда справляется с ролью танка.

- У меня сын в пандемию заболел. Зимой. Скорая не доедет. В больницу отвез, а по дороге назад застряли. Намело сильно. Позвонил в МЧС, сказали, утром эвакуируют. А у мальчишки температура. Не ночевать же в заснеженном поле в машине. Бросил ее, тащил пацана на себе до дома, - говорит Виктор. Пришлось ему пополнять свой автопарк еще и снегоходом – безопасность близких дороже. Но бывает так, что беда случается, когда человека, у которого есть транспорт, в деревне нет.

Пенсионер Александр Фомин - инвалид-сердечник. В городе чувствует себя плохо, поэтому постоянно живет в Нефедовке. Но «пенсии на жизнь не хватает, приходится подрабатывать в том же городе». Когда распутица была такой, что даже уазик не мог ее одолеть, пришлось прервать подработку. Но зимой Фомину стало плохо с сердцем, пульс упал до 34. Позвонил жене-медику. Та, схватив лекарства, вызвала такси до Новобусино, а оттуда в ночь пошла по полю пешком. То ли в темноте заплутала, то ли сил не рассчитала, но недалеко от дома упала в овраге и подняться уже не смогла. Лежала в снегу и замерзала. То, что Александр нашел в себе силы добраться до супруги и помочь ей выкарабкаться из оврага, – чудо. Потом отхаживали друг друга: она его - от сердечного приступа, он ее - от обморожения. И таких историй тут вам расскажут не одну.

Эх, «дороги»…

Дорогой грязное болото, по которому мы ползли к Нефедовке, назвать нельзя. Могли и забуксовать, мороз помог. Но зимой ситуация немногим лучше. В сильные снегопады дорогу могут не чистить. Нет этой дороги по документам! Посреди колеи видим ленточные ограждения.

- Тут низина, вся вода скапливается. После таяния снега и в дожди даже на вездеходе утонуть запросто, вот мы своими силами и сделали дренаж, - объяснил Виктор Ефимов. - Привезли плиты, бой, щебень. Плиты еще предыдущая глава поселения припасла. Проложили трубу, сделали канавы по бокам. Ограждение поставили, но вода стенки канав размыла, часть ограждения уже упала. Обошлось нам все это в 65 тысяч рублей. Сами селяне скинулись. Хорошо еще, что новый глава районной администрации Алексей Андрианов помог техникой.

Дорог здесь не было никогда. Во времена натурального хозяйства люди обходились зимником, да летом посуху ездили-ходили. В советско-совхозные времена в Нефедовке был даже большой птичник, а транспортное сообщение – трактора. Неудивительно, что население деревень стремительно уменьшалось. Когда совхоз прекратил свое существование, заброшенные и заросшие поля дали свободно вздохнуть тем, кто остался в деревнях: по не паханному много лет полю ездить было намного проще. А если одно направление разбивалось до жидкой колеи, то ехали рядом. Даже дачники появились. Места здесь красивые. Но рай закончился быстро - заброшенные поля выкупил и распахал предприниматель. Теперь проезда к деревням вообще не осталось – он был только через поле. С частником конфликта не случилось. Он человек понимающий. Выделил 3,5 га селянам для проезда. «Просит, правда, чтобы мы быстрее с властями дорогу оформили, вывели эти земли из сельхозугодий и забрали с его баланса. Он же за них налоги платит».

На самом деле, все еще проблемней для землевладельца может оказаться. Он теряет не только на налогах и на недополученном урожае: сельхозка сейчас выживает благодаря господдержке, а ее можно лишиться, если земля остается необработанной. А тут - несколько га необработанной пашни и угроза потравы остального поля. Были, видимо, желающие проехать не по отведенному участку, разбитому так, что там по полметра глубиной грязные лужи, а по полю. Вот и пришлось фермеру тоже канавы вдоль «дороги» рыть. Страдают в итоге все.

Не будет у вас фермы!

Виктор обосновался в Нефедовке с желанием заняться фермерством. Он и сейчас от этой затеи не отказался. Но сначала его мечты попыталось уничтожить предыдущее руководство района: «Нам говорили: «Даже и не думайте фермерством заниматься. Не будет этого, ничего у вас не выйдет, земли нет». Хотя тогда заброшенной земли кругом было - море. Мы несколько раз пытались оформить землю под ферму. Сначала собирался перепелов разводить. Сейчас только для себя – куры, кролики, две овцы».

Раз Виктору помешали стать фермером, пришлось ему стать «трудовым мигрантом». Ездит на работу в Москву...

Дмитрий Суслин, кстати, тоже собирался семейную ферму создать. Он и сейчас держит коз, кур, пчел. Но тоже только для себя и близких.

- Сначала мы серьезно козами занялись. Хотели развивать мини-ферму. У нас стадо больше 20 голов было. Да и сейчас делаем натуральную молочку – сыры, ряженку, сметану, творог по тем же технологиям, как и сотни лет назад. Не используем покупных ферментов. Но без дороги к нам никто за продукцией не поедет. А для оптовых продаж у нас объемов не хватает. Только самому заказы развозить. Но сколько я времени потрачу на развоз? А я дома нужен, на хозяйстве. Вот и пришлось свернуть все до подсобного хозяйства и переключиться на работу по удаленке. Без дороги тут бесперспективно серьезную ферму делать, - подытожил Дмитрий.

Итого: минус, как минимум, две фермы, которые могли бы приносить доход в местный бюджет и обеспечивать округу продуктами.

Когда мы все же добрались до Нефедовки, то удивились: деревня ухоженная. Ям на улицах нет – жители сами засыпают их строительным боем. Недавно по программе 50Х50 сделали уличное освещение. Места красивые. Порыбачить есть где. А уж грибов в сезон сколько!

А еще Виктор показал нам осушенные на зиму пруды на своем участке. Планирует их углубить и почистить, а потом зарыбить. Тоже только для себя и друзей. А ведь тут огромный потенциал для агротуризма пропадает! Но не доберутся туристы до этой сельской красоты!

- Бывало, что газовый баллон на саночках тащили. Зимой на лыжах в Новобусино магазин хожу, - поведала о повседневном быте 72-летняя Мария Николаевна Ануфриева. - Виктор нам продукты привозит, но иногда он в командировки уезжает, приходится палку в руки брать и несколько километров по грязи за хлебом идти. Вот в сельсовет мне надо сейчас, а как добраться? И скорую не вызвать.

Каждый день пешком по бездорожью ходит на работу и жена Виктора – она учитель в школе. Школьникам тоже приходится преодолевать пешком многокилометровое болото грязи.

Часть домов в деревне заброшена. Как и купленные участки. Будь дорога, тут много бы домов понастроили – под сотню. Это тоже упущенные налоги.

В списках не значатся.

Строительства дороги жители деревень в окрестностях Новобусино добиваются много лет. Мария Николаевна Ануфриева письма писала во все инстанции, как и несостоявшиеся фермеры: «Но наши обращения отправляли в район. А здесь нам говорили: «Зачем вы сюда приехали. Без вас никто нам этой дорогой головы бы не морочил».

«Мы писали даже Президенту, звонили на горячие линии. Но проблему спустили обратно на место. А наши в ответ написали, что в наших деревнях нет прописанных и постоянно проживающих, соответственно, дорогу делать не для кого. Это официальный ответ Президенту был. Но если 0 человек проживает, то кто же пишет и просит дорогу сделать? А во-вторых, у меня вся семья прописана – это уже пять человек, - возмущается Дмитрий Суслин. - Я с соседями поговорил, кого встречал: только в нашей деревне прописано минимум 13 человек».

Тот ответ Президенту РФ от прошлой администрации нам показали сотрудники уже новой администрации. В документе за подписью Мочалова со ссылкой на данные от администрации Есиплевского сельского поселения действительно говорится об отсутствии зарегистрированных и постоянно проживающих. Правда, не в Башкирдово, а в Ногосеково и в Нефедовке. Но и в Нефедовке, уверяют люди, прописано 10 человек, постоянно живет 12, а летом еще больше.

«Разгребать» эти «авгиевы конюшни» придется новой районной администрации.

- Андрианов - вообще первый глава, который к нам приехал, поговорил с нами. Он произвел впечатление человека заинтересованного и сопереживающего. До него никто из глав этими вопросами не занимался, - уверяют наши собеседники.

Пока что «наскоком» по подсказке районного руководителя решили две небольшие проблемы. По программе 50Х50 засыпали боем и щебенкой участок в 200 метров в сторону Башкирдово и еще трех деревень. В том направлении это был самый проблемный кусок. Обошлось это в 680 тысяч рублей. 340 тысяч из них собрали жители. И на средства жителей и с техникой от района устроили дренаж в низине по дороге к Нефедовке. Но 1,5 км дороги в сторону Башкирдово и 2,5 км дороги в сторону Нефедовки-Ногосеково ни за счет средств селян, ни по программе 50Х50 людям не осилить. А в районном бюджете тоже необходимых средств нет.

- У нас в бюджете на дороги – 37 млн рублей на всё. На ремонт, строительство, содержание, обслуживание… А только дорога Снегирево-Топорищево по предварительной смете обойдется в 88 млн. Это в щебне, не с асфальтовым покрытием, - объясняет заместитель главы администрации Кольчугинского района Андрей Ершов. – Область готова софинансировать до 80% стоимости работ. Но где взять необходимые с нашей стороны 17-18 млн? Это половина «дорожного» бюджета района!

Неужели процент софинансирования для местных бюджетов нельзя уменьшить в таких вот исключительных случаях? Ведь речь идет не о ненормативном состоянии дороги, а об ее отсутствии!

Ситуация с дорогой до Новофедовки еще сложнее. Там просто нет и никогда не было дорог. Все земли, по которым можно доехать до деревни, либо частные, либо лесфонда, либо сельхозназначения. Нужно выкупать, менять категорию земель.

- Уже работаем. Пригласили кадастровых инженеров, чтобы определить оптимальную трассировку по границам межевания. Но, чтобы поставить дорогу на кадастровый учет, кроме трассировки, нужен проект, прошедший экспертизу, - проинформировал Ершов.

На проект району придется найти 9 млн. На выкуп земли у частников тоже понадобятся средства. Но сколько такого сельского бездорожья в районе? На строительство в щебне 2,5 км дороги до Новофедовки-Ногосеково из-за сложных пучинистых грунтов потребуется денег больше, чем на дорогу от Снегирево до Топорищево. И тут районный бюджет уже точно не вывезет. Тупик? Или все таки есть выход?

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
22 минуты назад Муромлянин сгенерировал фейковый электронный перевод при покупке телефона
31-летний ранее судимый местный житель стал фигурантом уголовного дела после того, как решил завладеть телефоном 41-летнего земляка. Тот продавал его, разместив объявление в социальных сетях. Подробности этой истории соо…
час назад Автолюбитель в Селивановском районе остался без отечественного мотоцикла
Мужчина потерял свой любимый «ИЖ Планета-5» из-за привычки ездить пьяным, сообщает объединенная пресс-служба судов Владимирской области. Сегодня местный суд вынес приговор по его уголовному делу.