- Анастасия Александровна, как вы сами выбрали профессию педагога. Мечтали о ней с детства или это случайность?
- Все случайности не случайны. С детства очень хотела заниматься искусством. Пусть это будет музыка, литература. Я искала себя в этом очень активно. Плюс у меня был живой пример – мои бабушка и дедушка, они тоже педагоги. Я была потрясена тем, как их уважают и ценят окружающие. При этом мне хотелось выбрать такую профессию, реализоваться в ней, чтобы она нравилась тебе и приносила радость людям, была бы служением. Когда ты с детства видишь примеры такого служения в своей семье, хочется быть достойной своих предков.
Дедушка рассказывал, что семь поколений нашей семьи служили делу образования. И мне тоже захотелось себя проявить в нем. Ощущение этой генетической поддержки предков (а я убедила себя, что она существует) помогает мне постоянно.
- Как складывался ваш профессиональный путь?
- В педагогике я уже более 20 лет. Пришла работать в школу еще студенткой литфака педагогического университета, сначала в 32-ю школу. Потом в 35-й гимназии работала долгие годы. И полтора года назад управление образования города предложило мне возглавить школу № 15. Работала исполняющей обязанности директора, и с мая этого года работаю уже директором.
- Когда вы почувствовали, что можете стать директором школы?
- Думаю, более чем через 15 лет работы учителем. Кроме школы я преподавала на кафедре русского языка в университете и со студентами люблю работать до сих пор. Помогли мне и опыт работы в городском методическом центре, и участие во Всероссийском этапе конкурса «Учитель года».
- Поговорим о главном в нашей встрече – о родной «Пятнашке». Чем она отличается от других школ города?
- Прежде всего, своей атмосферой. Как только перешагиваешь порог школы, понимаешь, что в ней есть что-то очень теплое, домашнее и простое, доступное, земное, где хорошо и учителям, и детям. В школе сложился удивительный коллектив, в котором соединяются силы опытных педагогов и более молодых. Подчеркну: опытных, но не «перегоревших», а по-прежнему идейных, хотящих, смотрящих вперед, пробующих, слышащих детей.
Еще одна немаловажная особенность 15-й школы - среди педагогов относительно много мужчин. Их восемь, в том числе есть молодые специалисты.
Всего у нас 11 молодых учителей в этом году. Мы их ценим, всячески стараемся поддерживать. Когда я спрашиваю их, в чем нужна помощь, они говорят: «Все хорошо!» Для меня в школе важны живые пути от сердца к сердцу. Когда и детям, и учителям интересно вместе. «Пятнашка» — это как раз про живой интерес к тому, что ты делаешь в школе.
Дети пойдут за тем педагогом, который сам «горит», одержим делом.
И я к своим шестиклашкам прихожу на урок и говорю: «Вам должно быть интересно с мной, а мне с вами». Школа - это не игра в одни ворота. Это дорога навстречу друг другу.
Мы снимали фильм к юбилею школы. И все в школе, у кого брали интервью для него, в один голос говорили о том, что «Пятнашка» - это дом, где хорошо. Раз дети и учителя, не сговариваясь, говорят одно и то же, значит, это так и есть.
- И все-таки кадровый голод в 15-й школе есть?
- Он есть в каждой школе. Но в этом году по счастливому стечению обстоятельств мы закрыли все вакансии. Проблемным предметом остается математика, где у учителей много учебных часов. На математику мы бы взяли еще учителей и в начальную школу на продленную группу.
Я очень благодарна Педагогическому институту ВлГУ, который идет навстречу и разрешает работать в школе студентам. Мы являемся базовой школой пединститута для практики студентов. Они очень выручают. А потом многие остаются работать у нас в коллективе. Школа живет, развивается и соответствует современным потребностям детей. Поэтому нужно постоянное обновление кадрового состава.
- Какие ключевые успехи школы вы бы отметили?
- Школа прошла большой путь от своего основания до звания лучшей средней школы города Владимира, какой она была признана в 2019 году. Мы также стали лауреатами Всероссийского конкурса среди школ, где есть инновационные площадки.
И постоянно находимся в процессе инновационной деятельности. В этом году подводим итог региональной площадки, научными руководителями которой являются преподаватели кафедры педагогики ВлГУ Карина Владимировна Дрозд и Ирина Васильевна Плаксина.
Подключились к федеральной инновационной площадке, связанной с музыкой. Первоклассники у нас теперь играют на свирелях.
В этом тоже определенный успех школы - она успевает за ежедневной трудной работой по воспитанию и обучению и еще занимается научной деятельностью.
Еще один наш успех – это профильные старшие классы, которые мы выпускаем каждый год, а набираем по запросам детей и родителей. При этом нет такого четкого разделения: только гуманитарный или естественнонаучный 10-й класс. Если есть потребность, мы открываем инженерно-технический или социально-экономический профили. В этом году очень хотели открыть педагогическое направление. Но только три девочки выбрали его. И все-таки мы смогли за счет внеурочной деятельности их желание исполнить.
Главный показатель: в позапрошлом учебном году у нас в выпуске было десять медалистов, в прошлом году — семь, тоже немало. И в вузы ребята поступают по профилю. А значит, они выбрали его правильно.
Ведь педагоги, которые работают в профильных классах - это эксперты по ЕГЭ, что тоже очень важно, занимаются разработкой олимпиадных заданий. И дети, обучаясь в профильных классах, становятся победителями и призерами олимпиад, городского и областного уровней. Проявляют себя и на всероссийском.
- Что удалось воплотить из запланированного в этом юбилейном году? Что ждет школу в ближайшем будущем?
- В этом году, конечно, важно было набрать первоклассников. Родители поддержали, помогли. Мы купили новую мебель, отремонтировали кабинеты, создали в классах ту обстановку, в которой будет хорошо детям. Мы запустили «продленку». В старшем звене набрали сильные профильные классы.
«Школу будущего первоклассника» мы решили расширить по сроку работы и сделать ее полугодичной: начали уже с октября, хотя в прошлом году она была только весенняя.
Очень важно, что родители готовы слышать наши идеи. Ведь обучением детей занимаются педагоги, а воспитанием - и родители, и учителя.
Постарались сделать расписание комфортным и максимально облегчить ребятам ту многозадачность, которая стоит перед ними. Особенно перед старшеклассниками.
Основные уроки постарались сосредоточить в пятидневную рабочую неделю, а на субботу перенесли максимально внеурочную деятельность: факультативы, спецкурсы и так далее.
Потому что в школе сейчас учатся более 900 детей, она рассчитана примерно на 500. Да, школа перегружена. Приходится работать в две смены.
Но мы дорожим каждым учеником, и ни с одним из них не хотим расставаться, потому что не хватает места.
- Еще какие-то серьезные перемены ждут школу?
- Если в школе уже сложилась система, которая дает высокий результат, ломать ее не нужно. Ее можно только совершенствовать.
Во-первых, расширять возможности сотрудничества с вузами. В том числе с Приволжским исследовательским медицинским университетом в Нижнем Новгороде. Тем более что он планирует открытие филиала во Владимире.
И наш Педагогический институт ВлГУ предлагает свои предпрофильные программы.
В этом году 10-й гуманитарный класс у нас пробует такую интересную профессию, как музейное дело, в рамках сотрудничества с музеем-заповедником.
Во-вторых, школа запоминается не только уроками, но и активной школьной жизнью. «Пятнашка» славится своими традициями: это и встречи, и поездки, соревнования, и осенние ярмарки. Мы хотим как можно больше проводить мероприятий воспитательного характера, которые делали бы «Пятнашку» не похожей на другие учебные заведения.
Видеозапись беседы в полном варианте доступна в аккаунте «Владимирских ведомостей» «ВКонтакте».