31 декабря 2022 в 14:20

Как Александр Виноградов вернул первоначальный облик Успенскому собору во Владимире

Фото: Владимир Чучадеев
В 2022 году исполнилось 140 лет с открытия во Владимирском Успенском соборе древних фресок XII века и росписей Андрея Рублева. А в 2021-м было 130 лет с окончания реставрации, в результате которой собор обрел свой первоначальный древний облик. Особые заслуги в этих событиях принадлежат протоиерею собора Александру Ивановичу Виноградову.

Александр Виноградов родился в 1834 году в Вязниках в семье дьякона Троицкой церкви. После окончания Владимирской духовной семинарии в 1854 году он стал полковым священником и отправился на Крымскую войну.

В одном из писем домой он писал: «Не горюй матушка, что ты отпустила на войну своего единственного сына. Я горжусь, что встал в один ряд с другими сподвижниками Российского Воинства с целью отстоять Землю Русскую, эту святыню, от неблагожелателей ее».

Во Владимир он вернулся с наградами и всю оставшуюся жизнь посвятил защите и сохранению русских древностей.

В 1870 году отец Александр начал свое служение в Успенском соборе. И спазу заметил утрату нескольких гробниц князей, которые видел в соборе еще в годы учебы. Оказалось, в предыдущем году собор посетил обер-прокурор Святейшего синода граф Дмитрий Толстой. Граф принял гробницы великих князей за простые надгробные камни и велел сопровождающему его архиепископу Антонию убрать их из собора «для создания большего пространства». Так были разрушены гробницы сына великого князя Андрея Боголюбского – князя Мстислава Андреевича и сына великого князя Всеволода – князя Константина Всеволодовича.

Сейчас трудно поверить, но в те годы и сам Успенский собор мог быть разрушен до основания! В 1871 году определенная часть соборного руководства убедила владыку Антония направить письмо императору с ходатайством о полном сносе древнего и постройке нового храма ввиду того, что собор, якобы, настолько обветшал, что может разрушиться.

Государь прислал во Владимир комиссию во главе с графом Строгановым. Она состояние собора аварийным не признала. Александр II сносить его запретил.

Смелый священник прямо высказал владыке Антонию свое сожаление по поводу разрушения княжеских гробниц и попросил разрешения на их восстановление. Соизволение архиепископа было получено. Александр Иванович и восстановил разрушенные гробницы, и высвободил другие, который были на тот момент замурованы кирпичом в нишах собора. При этом учитывал сведения из найденного им в Троице-Сергиевской Лавре описания XV века, где указаны точные места расположения гробниц князей и святителей в Успенском соборе.

Все это заставило Александра Ивановича ускорить работу над своей книгой «История кафедрального Успенского собора в губернском городе Владимире», «чтобы, по крайней мере, на будущее время, ввиду особой его (Успенского собора. – Б.Г.) важности, относились к нему осторожнее». А еще он обратил внимание на то, что имеющиеся в соборе древние вещи хранятся по разным углам или «связанные в узелках» в соборном сарае. И решил это исправить: «Хотя собор чрезвычайно был холоден в зимнее время,… заботою моею было привести в надлежащий порядок все древние вещи. Для этого дела я избрал привратную башню... Все было расставлено и уложено в хронологическом порядке и сделана опись».

Опись была опубликована во «Владимирских епархиальных ведомостях» в 1880 году. В ней указаны древние рукописи и книги, остатки великокняжеских облачений XII века, престольные кресты, сосуды, иконы и кадило с надписью: «Подарено Владимирскому собору царем и Великим князем всея Руси Михаилом Федоровичем. 1624 г.» и княжеский железный шлем XII века.

В 1881 году по велению нового архиепископа Феогноста в соборе начались работы по замене росписи времен Екатерины II на новую. Внутри уже были установлены леса для сбивания старой штукатурки. Однако отец Александр настоял на поисках остатков древней живописи. до удаления штукатурки. По указанию владыки для этого была создана специальная комиссия. Однако она ничего не нашла. Работы по сбивке штукатурки начались.

«Но точно по предчувствию не имел я покоя, предполагая, что где-нибудь да есть остатки древнего письма…», - писал позже Александр Иванович. Он все-таки начал собственные поиски. В помощники взял именитого иконописца из села Палех Николая Сафонова, который как раз приехал в Успенский собор со своей артелью живописцев, чтобы выполнить новую роспись.

Предчувствие не обмануло. На правой стороне правой арки под хорами был обнаружен фрагмент изображения трубящего ангела, а затем и вся композиция «Страшного суда». Комиссия не обнаружила росписи потому, что искала их глубоко под штукатуркой, а они оказались поверх нее, закрашенные другой краской и забеленные известью. Так Александр Иванович спас древние образы.

Здание собора тогда находилось в убогом состоянии после перестроек разных лет. Все четыре стены с наружных сторон были обнесены грубыми подпорками – контрфорсами, придавленными сверху четырехскатной крышей с неприглядными главами луковичной формы.

Отец Александр всячески старался воплотить в жизнь мечту о возвращении собору его первоначального вида и неоднократно делился ею с архиепископом Феогностом. Тот тоже загорелся идеей, и на имя императора Александра III отправилось письмо с просьбой о соизволении на реставрацию Успенского собора. После получения государева разрешения в 1888 году работы начались. А для наблюдения за реставрацией Московское Археологическое общество назначило лучших своих членов – Ивана Забелина и Николая Никитина. Со стороны Владимирской епархии надзор осуществляли губернский инженер Иван Карабутов и архитектор Николай Корицкий. Общее же руководство всеми работами владыка, конечно, поручил Александру Виноградову.

В июле 1891 года реставрация была закончена. Иван Забелин составил доклад о реставрации, где особо указал: «Непосредственным попечителем дела был Высокопреосвященнейший Феогност, архиепископ Владимирский, а усердным исполнителем его поручений неотступно и, можно сказать, ежеминутно во всех подробностях и хозяйственной и технической стороны, был отец ключарь Успенского Собора протоирей Александр Иванович Виноградов, все время проживающий при работах в особой келье.

Этим поистине достопамятным лицам Императорское Археологическое общество обязано тем, что замечательный памятник древнерусского зодчества был обновлен с такой осмотрительностью и осторожностью…, что это обновление во всех отношениях может служить примером и образцом для будущих других случаев восстановления памятников древнего зодчества в их первобытном виде».

Александр III, прочитав доклад, начертал на нем: «Очень радуюсь».

В 1892 году Александра Виноградова приняли в члены Московского Императорского Археологического общества. Он был награжден орденами святого Владимира 4-й и 3-й степеней, святой Анны 3-й и 2-й степеней. А за год до смерти был представлен к очень редкой награде для белого духовенства - ордену святой Анны 1-й степени.

При этом современники отмечали: «По своей, можно сказать, излишней скромности Александр Иванович в своей книге «История кафедрального Успенского собора в г. Владимир» всю честь восстановления этого исторического памятника древнего церковного зодчества на Руси приписал другим лицам, из них многим таким, которые гораздо менее потрудились в этом деле». (1908 г.)

Это, в первую очередь, относится к открытию древних фресок. Заслуги отца Александра в этом открытии так и не увековечены. Долг земляков сегодня - исправить это упущение и установить у его могилы памятную доску как открывателю фресок XII века и росписей Андрея Рублева.

…Умер протоиерей отец Александр в 1908 году и с большими почестями был захоронен у стены собора. На надгробной плите его было начертано: «Кафедральный протоиерей Александр Иванович Виноградов, ближайший участник в восстановлении древнего вида собора и первый его историк. Родился 24 июня 1834 г. – скончался 31 мая 1908 г. Служил при соборе 32 года».

Борис Гиляревский, краевед

Фото из книги А.И. Виноградова «История кафедрального Успенского собора в губ. гор. Владимире».

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 18:35 Оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева выступил во Владимире
Один из крупнейших музыкальных форумов России, который ежегодно собирает сотни тысяч слушателей, проходит уже в 23-й раз. Жители Владимирской области смогли услышать виртуозов Мариинки в зале владимирского ОДКиИ 26 апрел…
вчера в 18:16 1 мая во Владимире на линию выйдет праздничный троллейбус в ретро-стиле
Он будет следовать по маршруту № 8. Весь день проезд для пассажиров будет бесплатный. Инициатором акции выступает Владимирское областное объединение организаций профсоюзов. Мероприятие проводится при участии АО «Владими…