29 января 2023 в 14:57

Сергей Чечако из Владимира путешествует на внедорожнике на край России

Фото: Наталья Ларина
Современные автомобили до отказа укомплектованы электроникой, но иногда и она может подвести. Внедорожник не сделает все за вас исходя из одного только названия. Важно уметь на нем ездить. Сегодняшний гость «ВВ»  знает толк в дальних поездках на полноприводных авто. Однажды даже переехал вброд реку Дон. Он всегда предпочтет короткую дорогу длинной, и знает множество шуток про УАЗы. Знакомьтесь – Сергей Гнитиев, в среде любителей внедорожников известен как Чечако. Автолюбитель показал нашим корреспондентам прелести езды по заснеженному полю в Загородном парке.

Спрашиваем, с чего началось увлечение.

- С журнала, который вы держите в руке, – отвечает автомобилист. Это очень популярный в свое время «глянец» для любителей внедорожников «ОФФ-РОУД ДРАЙФ». Раньше в залах ожидания аэропортов свежие выпуски лежали на бесплатных стойках. В журнале есть интересные технические рассказы. Мне часто попадались истории Лени Немодного (Леонид Миндель), со временем стал читать его рассказы в интернете. Потом я нашел еще одного человека, из Уфы – Алексея Тулупова, который ездит на УАЗах. Понял, что тоже хочу так ездить, и после 50 лет совершил безумный поступок – купил себе «УАЗ-Патриот» (в 2015 году). Это моя первая внедорожная машина, и я до сих пор на ней езжу. Сейчас пробег уже 113 тысяч километров. Еще у меня есть легковой автомобиль. Владельцы УАЗа радуются два раза. Первый раз, когда покупают, второй - когда продают, – с улыбкой рассказывает Сергей. 

Кстати, идея его позывного Чечако пришла из рассказов Джека Лондона про людей, оказавшихся в снегах Аляски. Всех приехавших после начала золотой лихорадки Лондон выделяет в особую группу – «новичков», или чечако.

Для того чтобы преодолевать сложные маршруты на внедорожниках, нужно обладать специальными навыками. Изначально наш собеседник обучался самостоятельно, а потом познакомился со своим вдохновителем – Леней Немодным. В Москве научился и теории, и практике. Специальных площадок нет. Обычно выбирают поляну в лесу, где ставится лагерь и проводятся занятия.  Интересуемся, облегчают ли навыки передвижение в городе зимой. 

- Иногда такой навык очень полезен. Например, подъезжаю к магазину, а там целые сугробы. Многие как делают: встанут в эту кучу снега и пойдут за покупками. Через полчаса возвращаются, а машина из сугроба не выезжает. Автомобиль не едет, а колеса в воздухе вращаются. В таком случае надо толкать. Но можно же было выйти из ситуации очень просто. Выезжать не с разгона, а несколько раз проехать туда-сюда, и накатать себе дорожку, чтобы она была плотной, – объясняет Сергей. 

- Вам по какой больше погоде нравится ездить – по снежной или мокрой (половодье)?

- Больше нравится снег. Однако надо быть готовым к тому, что может вас ожидать в пути. Например, при езде по снегу мы не видим дорогу впереди. Здесь неподалеку есть старая заброшенная мототрасса. Когда я еще учился, поехал туда кататься, а оказалось, что дорогу перекопали трактором. И я в эту траншею заехал. Приехали, вытащили меня. Поэтому во время занятий с начинающими водителями внедорожников я всегда говорю: вы должны научиться ехать так медленно, как может ехать ваша машина по бездорожью. Главное - научиться ее чувствовать. Лучше всего, когда вас учит кто-то опытный. Но! Ничто так не повышает мастерство, как езда без штурмана. Вы самостоятельно анализируете, куда нужно повернуть, как буксовать и так далее.  Что касается езды по снегу. Сегодня снег очень плохой из-за скачков температуры. Он не трамбуется, словно шарики пенопласта. Самый лучший снег для езды на внедорожнике – это пухляк, свежевыпавший. Он просто разлетается.

Для меня самым запоминающимся днем было 13 февраля 2021 года, суббота. Я проснулся в 4 утра от непрекращавшихся сообщений на телефоне. Выглянул в окно и не поверил своим глазам - улицу полностью замело. Вернулся домой в шесть вечера. В Богослове такси искали около часа. Ночью таксист привез клиента, а когда начался снегопад, ему пришлось бросить машину. Пока я туда ехал, вытащили четыре машины.

- Какая самая дальняя поездка на сегодняшний день? Куда планируете еще поехать? 

- Кольский полуостров, мыс Немецкий. Расстояние от Владимира около 2100 км. Стоишь на берегу, перед тобой Баренцево море, понимаешь, что дальше уже Северный полюс и Северный Ледовитый океан. Это самая северная точка западной части России. Все поездки насыщены событиями. Например, ездили на Южный Урал, побывали в Нижнем Тагиле. Приехали на вагоно-ремонтный завод, где производят танки, там же и музей бронетанковой техники. Помню, нас было четыре машины, ищем место, где припарковаться. Выходит мужчина (выяснилось, он - директор музея) и спрашивает, откуда мы. А у нас госномера владимирские, самарские. В общем, все из разных регионов. Несмотря на свой обеденный перерыв человек для нас открыл музей и провел экскурсию. Великолепный музей. Я впервые залез в танк Т-34. Восхитился в очередной раз людьми, которые тогда воевали. Хотел бы поехать в Грузию и Казахстан. В 2020-м собирались поехать в Казахстан, но из-за коронавируса пришлось отложить.

- Каких необычных людей встречали во время поездок?

- Мы же съезжаем с асфальта, и едем прямо, не по трассам. Удручает количество брошенных и полузаброшенных деревень. Есть такой город Чухлома на севере Костромской области, где по осени проводятся мощные соревнования. Пару раз ездили зимой с одноклубниками. Там великолепные каменные дома, но усадьба помещика разрушена, дороги плохие. При этом в соседней деревне живут люди. На север едешь, часто с людьми общаешься, кого-то подвозишь. У них другие ценности. У них нет интернета, он им и не нужен. Ценность в том, какой запас дров на зиму. Людей интересных очень много. Жена у меня не очень любит эти все поездки. В этом году мы поехали покататься с ней, но останавливались более комфортно - в гостиницах. Поехали в Воронежскую область, в меловые пещеры. Ехали через станицу Вешенская, где Шолохов родился и жил. Подъехали туда, и у меня машина как-то «запрыгала». Заподозрил, что подшипник ступичный развалился. Приехал в автомагазин, интересуюсь сервисом, а на СТО в этот момент находилась сельхозтехника. Но меня как гостя пропустили вперед и занялись ремонтом моей машины. Такое же отношение у водителей другу к другу и на севере страны. Зачем мы ездим? Наверное, чтобы увидеть красивые места. Причем для этого внедорожник и не нужен. Но мы ездим на таких машинах, чтобы забраться чуть глубже. Помню, ехали по дороге «Тысяча ручьев». Длина дороги - 70 км, в объезд - 250. Есть дорога короткая и длинная. Утром колонна разделилась на две части - на «умных» и «красивых». Первые поехали по 250-километрой, а вторые выбрали 70-километровую. В итоге «умные» приехали в лагерь, приготовили ужин, а наша группа добралась в полночь. Дорога великолепная - со всех сторон горы, ручьи… 

- Были ли экстремальные ситуации, которые особенно запомнились? 

- Есть такая зона, называется Шушмор. Это граница Владимирской, Московской и Рязанской областей. Года четыре назад туда поехали зимой покататься. Мы обычно встречаемся на точке, ночуем, потом день едем, ночуем и разъезжаемся. Там у меня на двигателе оборвало цепь ГРМ. В итоге два УАЗика на двух сцепках меня вытащили в цивилизацию. Один «бил» дорогу, другой меня зацепил. Приехал эвакуатор и через день УАЗ был на ходу. Его прелесть в относительной доступности запчастей и ремонта. Вторая поломка, которая запомнилась, случилась по моей вине. Бэкграунд. Как подготовить машину к дальней поездке? Нужно загнать ее на сервис и предупредить, что едете далеко. Ребята на СТО уже меня знают. Все моменты, которые вызывают сомнения и, как говорится, в режиме города еще походят, меняются. Если деталь хорошая (для города подойдет еще на 3-4 месяца), то она уходит в багажник для запаски. Меняются масла. И вот вторая поломка. Тогда уже полгода никуда не ездил, только в маленькие поездки. Поехали в Шушмор. На обратной дороге у меня развалился ступичный подшипник. Был с собой запасной. Ребята, которые ехали со мной, помогли его заменить. В этом прелесть езды в большой колонне. Всегда найдутся люди, которые знают, как разобрать деталь, снять ее и сделать все точно. Чем больше в колонне одинаковых машин, тем больше вероятность, что найдется нужная запчасть. 

- Что самое главное в поездке?

- Дисциплина. Мы встречаемся, выстраиваемся. Я знаю, какая машина едет впереди и сзади, и мы не меняемся. Хотя в колонне может быть до 20 машин. Так никого не забудем. Мы пользуемся переносными рациями. Самая душегреющая фраза: «Колонна в сборе. Замыкающий начал движение». У клуба нет времени подъема, есть время выезда, который планируется с вечера. Маршрут, безусловно, продумываем заранее. Мы знаем, что сегодня у нас пробег - 300 км, завтра - 400, а послезавтра 150, ведь мы куда-то заезжаем по пути. Когда едем путешествовать с клубом, едем не километрами, а временем. Поездка занимает две недели. Восемь дней - дорога в одну сторону. Например, едем в Кольский, заезжаем по пути в Рускеалу в Карелии (где добывали мрамор для Петербурга), на Белое море. Недавно ребята с клуба на новогодние праздники снова поехали на Кольский полуостров. У них был день, когда за восемь часов проехали три километра, фактически они дорогу сами прокопали. Но захотели доехать зимой до мыса Немецкого, куда мы когда-то ездили летом. Вообще я благодарен за то, что вы меня вытащили сегодня на поле. Стал себе напоминать охотника из «Обыкновенного чуда», который был занят доказательством, что он самый лучший охотник, и уже «накопил» 50 дипломов. Я в этом году тоже практически не устраивал покатушек. Хотя было одно путешествие вдоль Волги: от истока в Московской области до впадения в Астрахани.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
14 минут назад Александр Авдеев расширил круг получателей ежегодной выплаты ко Дню Победы
В этом году ее впервые получат инвалиды боевых действий – ветераны СВО, сообщает пресс-служба правительства Владимирской области. Она составляет 10 тысяч рублей.
42 минуты назад В Судогде осужден водитель, по вине которого погибли два пассажира
Еще двое получили серьезные травмы. Прокуратура Владимирской области сообщает о вынесенном приговоре водителю - жителю Чувашии. Авария произошла в октябре 2022 года на М-7.