Не зря говорят: воины сражаются оружием, которое делают в тылу. Так что по-хорошему - памятники таким людям нужно ставить в каждом городе.
Речь ведь не только об оружии - при любом строе людям нужны еда, экипировка, медикаменты, транспорт: все для того, чтобы жить и приносить пользу - на фронте, в АПК или на конвейере индустриального предприятия.
В своей книге «Память о войне» краевед Валентина Титова цитирует рабочего совхоза «Коммунар» Володина, который на вопрос корреспондента «Что ты сделал для фронта!?» ответил: «Раньше наш локомобиль обслуживали два машиниста. Теперь я взялся работать один и обслуживаю его с 4 часов утра до 8 часов вечера без перерыва». То есть человек вкалывал по 16 часов непрерывно каждый день!
И он не один такой. Станочник ВХЗ стал работать на трех станках вместо двух и выполнять по две с половиной нормы. Многие тогда внедряли изобретения, позволившие увеличить нормы выработки в несколько раз. Титова рассказывает о слесарях «Автоприбора», предложивших технологию изготовления пресс-форм, благодаря которой рабочие выполняли задания на 600%! В Муроме инициатором движения «тысячников» стал кузнец завода имени Дзержинского. В августе 1942 года он выполнил 17 сменных норм... Эти взрослые сильные мужчины наверняка пригодились бы на передовой. Но то, что они делали в тылу благодаря своей квалификации, стране оказалось намного нужнее.
Так что широко обсуждаемая с начала частичной мобилизации бронь на квалифицированные кадры - далеко не новация. Если человек нужен стратегически важному производству, которое обеспечивает потребности и населения, и служб, его ежедневный подвиг - именно там. Тем более что опытных и квалифицированных специалистов экономике и так всегда не хватает, а тех, что есть, в одночасье заменить невозможно. Как сказал знакомому IT-специалисту, планировавшему в прошлом году отправиться в зону СВО, его начальник в крупном отечественном банке: «А кто тебя здесь заменит? Выпускники курсов «стань крутым ай-тишником» за три дня?»
И он прав - на подготовку хороших специалистов нужны годы. Особенно если речь о высокотехнологичных производствах. Думать об этом нужно «вдолгую». На круглом столе на «Продэкспо-2023» Дмитрий Козлов, гендиректор холдинга «Коломенский», говорил, что не представляет, что будет через 5-7 лет, когда его опытные начальники цехов в возрасте уже «около 60 лет», уйдут на заслуженный отдых. А если забрать тех, кто хорош в деле уже сейчас и сможет стать их квалифицированной сменой? Тех самых молодых специалистов, которые уже обученные профи и готовы расти в профессии? Заводы встанут.
Пищепром особенно важен. Не зря одна из задач доктрины продовольственной безопасности, утвержденной Президентом РФ, - «своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевой продукцией, формирования ее стратегических запасов».
В идеале, если говорить о постоянной готовности, ни один завод из стратегически важных останавливаться не должен. Поэтому нужны законодательно утвержденные квоты на бронь ключевых специалистов - на случай любой ЧС, чтобы не было ни малейшей угрозы остановки производств.
Кстати, в Великую Отечественную войну, когда в тыл эвакуировали около 15 млн рабочих, люди в большинстве своем рвались на фронт, но выполняли приказ и оставались работать, понимая, что без их рук и опыта развернуть производства не удастся.
В нашей, Владимирской области тыл тоже был героическим. В Гороховце на судостроительном заводе конструкторы под руководством Петра Балуева, инженеры, слесари, фрезеровщики, токари, разметчики строили десантные боты и катера, которые участвовали в военных операциях на Волге, Дону, Черном и Азовском морях («Уездная хроника», 2010).
В Селивановском районе разместили машиностроительный завод, в поселке Вербовский - предприятие из Ленинграда. В Киржаче выпускали гильзы и светомаскировочные фары, в Муроме - бронепоезда и ампулы, в Кольчугине - металл для авиазаводов, провода для связистов, полевые кухни, в Вязниках - плащ-палатки и брезентовые чехлы... Кстати, именно из Вязников Олег Барыбин, у которого есть награды как «За Победу над Германией», так и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: после ранения на фронте он вернулся в родной город и стал трудиться в тылу, - и оба его подвига равноценны.
Труженик тыла Федор Синицин из деревни Осинки Меленковского района работал в годы войны в местном колхозе. Вязниковец Александр Яндукин - на лесозаготовках и на полевых работах в колхозе. Ветеран труда и труженица тыла Софья Соловьева была призвана в армию, но ее вернули в тыл. И «мы понимали, что на своем месте оказываем посильную помощь», - рассказывала Софья Геннадьевна журналистам спустя годы.