Важно объединить усилия не только родителей и педагогов, но также общественные организации, бизнес и все уровни муниципальной, областной и федеральной власти, заявил заместитель губернатора Владимирской области Владимир Куимов.
– У наших общественных институтов – большой потенциал. Мы вместе с вами должны сформировать воспитывающую детей среду, в которой каждый ребенок найдет то, чем хочет заниматься именно сегодня, – обратился к участникам встречи вице-губернатор. – Мы видим, что престиж профессии педагога растет, молодые кадры приходят в школы и колледжи. На учителях всегда лежит большая ответственность, а в нынешних реалиях, она тем более велика. Именно педагог своими действиями, словами, примером и отношением воспитывает ребенка. Учитель объединяет интересы родителей и педагогов. Это очень тонкая, творческая, требующая индивидуального подхода, работа, – уверен Куимов.
Он добавил, что во всех областных образовательных организациях разработаны и внедрены обязательные программы воспитания. В этих документах прослеживается преемственность образовательного процесса, заложены базовые национальные ценности и нормы, правила поведения в обществе.
Министр образования и молодежной политики Светлана Болтунова цитирует Людмилу Новикову (академика, имя которого присвоено Государственному автономному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования Владимирской области – «Владимирский институт развития образования имени академика Л. И. Новиковой»): «Воспитание успешно, если оно системно». Система, по ее мнению, создает сильнейший синергетический эффект, который позволяет решать серьезные задачи.
– Вопрос воспитания – главный вопрос, которым следует обозначать проблематику и находить пути решения. Во Владимирской области система воспитания всегда была в зоне серьезного внимания. Еще 20 лет назад под руководством Новиковой система создана. Она имеет традиции, нормативно-правовое оснащение, институты для воспитания молодежи, – отметила Болтунова.
Основные элементы системы – все региональные образовательные организации, которые выполняют календарный план воспитательной работы. Более 240 тысяч обучающихся сейчас охвачены планом: от детсадовцев до студентов. Это кванториумы, модельные региональные центры допобразования, «Платформа 33», детские общественные организации, детские газеты, центр профессиональной ориентации, школа вожатых и так далее. Активно начали работать с учебно-методическим центром военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард» и детским оздоровительным лагерем «Олимп».
Укрепление воспитательной миссии системы образования отражается в государственной образовательной политике. Прежде всего, это закон «Об образовании в Российской федерации», федеральные образовательные стандарты, стратегия развития воспитания до 2025 года. Министерство просвещения обозначает основные принципы перезагрузки воспитательной системы образования: изменения носят эволюционный характер и базируются на лучших традициях отечественного опыта с учетом стратегических перемен. По всей стране также развивается суверенность системы образования, ее подходы обозначены в указе №809 Президента Владимира Путина от 9 ноября 2022 года. В основе – человек, семья, общество, государство и страна.
Еще один инструмент – обновление содержания программ по литературе, куда были включены темы по событиям ВОВ. Обсуждается развитие школьных театров совместно с региональным Министерством культуры. Еще один вектор развития – синхронизация воспитательной работы. В рамках инициативы была разработана единая федеральная программа воспитания.