- Антон Александрович, скажите, зачем нужно объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования?
- Действительно, с 1 января 2023 года благодаря объединению Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования мы стали одной большой структурой. Для чего? Прежде всего, для того, чтобы гражданам было быстрее и удобнее обращаться сразу за несколькими мерами поддержки. Так что первая и главная цель - упростить порядок получения выплат.
Представим, что произошла та или иная жизненная ситуация. Например, несчастный случай на производстве, и человек получил инвалидность. Если раньше он должен был обратиться сначала в Фонд социального страхования за выплатой по несчастному случаю, потом - в ПФР за получением пенсии по инвалидности, то теперь в подобных случаях гражданин идет к нам за предоставлением целого спектра услуг по принципу одного окна.
У нас теперь единая база информации о гражданах для назначения мер поддержки. А значит, отпала необходимость межведомственных запросов между фондами, и сроки ожидания выплат сократятся.
- Куда и по каким вопросам сейчас могут обращаться граждане в Социальный фонд?
- На территории области мы сохранили все клиентские службы Пенсионного фонда, которые стали клиентскими службами Социального фонда. Они находятся по прежним адресам. Всего у нас 19 клиентских служб по региону, из них две во Владимире. Обращу на это особое внимание - во Владимире у Социального фонда теперь две клиентские службы: на улице Мира, 61, возле бассейна, и еще одна на Октябрьском проспекте, 47-б. Стандарт работы всех клиентских служб единый.
- Процедура оформления документов на получение различных выплат прежняя?
- Нет. Объединение фондов, напротив, направлено на оптимизацию и упрощение процедуры получения выплат.
- По каким направлениям идет развитие системы поддержки по линии фонда?
- Это дальнейший перевод расширяющихся мер поддержки в автоматизированный, цифровой формат через портал «Госуслуг». В перспективе граждане смогут получить практически все услуги полностью онлайн через электронные сервисы. Это ускорит получение выплат и сократит в большинстве случаев объем необходимых документов до одного заявления.
Однако и заявления на выплаты придется подавать все реже. Ведь еще одна тенденция - все больше мер поддержки будет назначаться в проактивном режиме, то есть без необходимости даже подавать заявление. Как, например, сейчас проактивно назначаются пенсии по инвалидности.
- С созданием объединенного фонда совпало введение единого пособия семьям. Расскажите, что это за пособие?
- Единое пособие для семей с низким доходом - мера государственной поддержки семей, чей среднедушевой доход меньше прожиточного минимума на человека в регионе проживания. Во Владимирской области прожиточный минимум установлен на уровне 13 944 рубля.
Государство оптимизировало социальные выплаты на детей. Ведь единое пособие объединяет ряд выплат для родителей – на первого и третьего ребенка до 3 лет, а также от 3 до 8 и от 8 до 17 лет. Тем самым унифицируются правила назначения выплаты и обеспечивается целостная, «бесшовная» система поддержки семей с детьми.
При введении единого пособия есть переходный период: семьи, где дети родились до 31 декабря 2022 года включительно, могут выбрать - оставить прежние выплаты или оформить новое единое пособие.
- А как его оформить?
- Чтобы получить выплату, нужно подать электронное заявление через портал «Госуслуги», либо обратиться в клиентскую службу Социального фонда России по месту жительства или в МФЦ.
Подать нужно только заявление. Социальный фонд самостоятельно запросит необходимые документы в рамках межведомственного взаимодействия из других органов и организаций. Представить дополнительные сведения семье придется только в отдельных жизненных ситуациях, когда эти сведения не отражаются в государственных информационных системах. Рассмотрение заявления занимает 10 рабочих дней. В отдельных случаях максимальный срок составит 30 рабочих дней.
- Каковы первые итоги?
- Рассматривать поданные заявления мы начали с 3 января, и на данный момент уже одобрены выплаты почти на 22 000 детей до 17 лет, а также для 920 беременных женщин. Прием начался с 28 декабря на портале «Госуслуги». И абсолютное большинство семей направили их именно через портал.
- В феврале начали предоставлять выплаты медицинским работникам. Как с этим обстоят дела?
- Новая выплата полагается медикам первичного звена здравоохранения, работникам станций и отделений скорой помощи. Размер выплаты варьируется от 4,5 тысячи до 18,5 тысячи рублей в зависимости от категории специалиста и вида организации.
Работу по начислению выплат медикам мы активно продолжаем. Наши специалисты назначают выплату и перечисляют медицинским работникам средства по мере поступления реестров работников из медорганизаций. Поддержку получат все, кому положена выплата. Самим медикам самостоятельно обращаться в фонд, подавать заявления или собирать справки не нужно. Работникам тех медорганизаций, которые подали реестры сотрудников, выплата за январь произведена полностью. На данный момент уже 5266 медработников получили выплату живыми деньгами на общую сумму 42 миллиона 846 тысяч рублей.
- Антон Александрович, расскажите о вашем трудовом пути. Я слышал, он почти весь прошел в Пенсионном фонде.
- Так и есть. Я родился в 1974 году во Владимире. Отучился в школе. В 1996 году окончил политехнический институт по специальности, связанной с технической кибернетикой. То есть по образованию я «айтишник». После армейской службы в танковом полку во Владимире несколько месяцев работал инженером по компьютерам в онкологическом диспансере. Но уже в 1998 году был приглашен на работу в отделение Пенсионного фонда. Начинал с должности ведущего специалиста отдела персонифицированного учета. Тогда это была самая низкая ступень для специалиста. Затем перешел на работу в отдел информационных технологий, потом стал его начальником. В 2016 году назначен заместителем управляющего отделением ПФР по Владимирской области. В круге обязанностей остались и информационные технологии. В декабре 2019 года меня назначили управляющим отделения Пенсионного фонда РФ. И с 1 января этого года доверили стать управляющим отделением Социального фонда России.
- Отделение Пенсионного фонда по Владимирской области зарекомендовало себя как одно из передовых в стране. Отсюда и участие в пилотных проектах?
- Действительно, наше отделение вошло в число регионов, где активно развивались пилотные проекты. Например, по поручению Минтруда Пенсионный фонд разработал проект создания Центров общения старшего поколения. И первый такой Центр в России открылся 20 октября 2022 года в Суздале, на базе нашего помещения клиентской службы. Там мы организовали комнату отдыха, комнату тихих игр, библиотеку, компьютерный зал. Создана даже театральная студия. Для пожилых прошли занятия «На ты со смартфоном», очень полезные для профилактики телефонного мошенничества и обучения пользованию смартфоном, а также занятия по правовой и компьютерной грамотности. Да и люди собираются там просто поговорить и чайку попить. Сегодня наш первый опыт создания Центров общения старшего поколения в пяти пилотных регионах распространен на всю Россию.
Мы хотим не ограничиваться только оказанием государственных услуг, а взаимодействовать в плоскости неформального, живого общения. Нам нужно понимать, какие у людей проблемы существуют, чем мы можем им помочь.
- Сотрудник Социального фонда России - какой это специалист сегодня?
- Прежде всего, это специалист с разносторонними знаниями, который должен быть готовым к нововведениям и к воплощению их в жизнь. И тем более полутора тысяч человек, которые сегодня работают в отделении фонда по области, это сильные специалисты, я бы даже сказал, фанаты своего дела. Стремятся сделать все возможное, чтобы выполнить свои сложные и ответственные задачи.
У нас интересно работать молодежи, мы ее воспитываем сами. Я стал управляющим отделением Пенсионного фонда в 45 лет. Считалось тогда, что был молодым для этой должности. А сегодня управляющие отделений фонда по регионам есть еще моложе. Чем раньше начинаешь работать в нашем фонде, тем быстрее получится освоить нашу систему.
А она сложна - 46 государственных услуг оказывал Пенсионный фонд и еще 17 - Фонд социального страхования до объединения. Все эти услуги основаны на нормативной базе, которую нужно знать досконально.
В последнее время социальная сфера получила большое развитие со стороны государства. Каждый год вводятся новые меры поддержки. Наши задачи состоят в том, чтобы люди оперативно получали причитающиеся им выплаты. Для того чтобы эти задачи выполнять, нужна слаженная команда и серьезные IT-возможности. И всем этим Социальный фонд обладает. Мы готовы и к дальнейшей эффективной работе в интересах клиентов.
Социальный фонд России остается надежным и доступным инструментом, который оказывает помощь людям в сложных жизненных ситуациях.