Обращение звучало так:
«Нужно ли водителям легковых автомобилей проходить технический осмотр транспортного средства?» А.Попов, г. Владимир.
Техосмотр заключается в проверке технического состояния автомобиля на соответствие обязательным требованиям безопасности с целью его допуска к участию в дорожном движении.
В 2021 году в России был принят закон, в рамках которого с 30 декабря 2021 года прохождение техосмотра для легковых автомобилей и автотранспортных средств, принадлежащих физическим лицам, стало добровольным. Диагностическая карта нужна только при постановке на учет машины или смене владельца, если автомобиль старше 4 лет, а также при внесении изменений в конструкцию.
Как только отменили обязательный техосмотр легковых автомобилей и мотоциклов, в Российском союзе автостраховщиков сделали важное пояснение. Там сообщили, что если в случае ДТП у виновника не будет действующей диагностической карты, а авария произойдет из-за технической неисправности, страховая компания в порядке регресса сможет взыскать с него страховое возмещение, выплаченное потерпевшему. И получалось, что техосмотр вроде и не обязателен, но без него велики риски попасть в неприятную ситуацию. Однако вскоре этот вопрос пересмотрели. Сейчас в соответствии со статьей 14 ФЗ от 25.04.2002 № 40- ФЗ (ред. от 28.12.2022) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предъявление страховщиком регрессных требований к виновнику ДТП возможно только в случае, если его транспортное средство подлежит обязательному техосмотру и срок действия диагностической карты истек на момент наступления страхового случая.
Таким образом, водителям легковых автомобилей и мотоциклов, используемых для личных нужд, можно не оформлять техосмотр и не переживать о возможном регрессе. Диагностическую карту им нужно оформлять только для регистрационных действий в ГИБДД.
С 1 марта 2022 года штраф за езду без диагностической карты, кому она все-таки требуется, составляет 2000 рублей. Фиксировать данное нарушение помимо сотрудников ДПС могут автоматические камеры с частотой до одного раза в сутки. Если же речь идет о юридических лицах, то штрафы за выпуск на линию транспортного средства, не прошедшего техосмотр, влечет наложение штрафа на должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере 500 рублей, а на юридическое лицо - 50000 рублей. Данные штрафы на сегодняшний день применимы к следующим категориям авто: коммерческий транспорт (такси, автобусы, грузовики); транспорт, принадлежащий юридическим лицам; личный транспорт, который используется в рабочих поездках; личный транспорт при перерегистрации автомобиля, если его возраст превышает четыре года; при внесении изменений в конструкцию автомобиля (например, после тюнинга и т.д.).
Но, как показывает практика, при обнаружении отсутствия диагностической карты в комплекте документов для регистрационных действий вам просто откажут в регистрации и штраф, скорее всего, выписывать не станут.
Не стоит забывать, что, если при остановке, скажем, для проверки документов, у инспектора ДПС возникнут сомнения в исправности транспортного средства, он может провести экспертизу при наличии соответствующих средств диагностирования и в случае выявления неисправности запретить эксплуатацию ТС до момента ее устранения. Наличие же действующей диагностической карты позволит избежать данных процедур