19 марта 2023 в 16:14

Маргарита Сербская: «В корпусе Послов мира отношу себя к «марафонцам»»

Маргарита Сербская с коллегами из корпуса послов мира на торжественном мероприятии, посвященном Дню независимости Республики Маврикий  Фото: Предоставлено Маргаритой Сербской
Директор НИИ Иммунопатологии РАЕН, посол мира Федерации за всеобщий мир Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) ООН Маргарита Сербская и «Посольский Клуб» представят во Владимире новый международный научно-культурный проект «Искусство и здоровье». В его рамках в областном Центре пропаганды изобразительного искусства пройдет выставка произведений известных мастеров живописи, выполненных в новой уникальной технике. По этому поводу и состоялся наш разговор.

- Маргарита, вы органично совмещаете руководство НИИ в сфере здравоохранения с международным культурным сотрудничеством. Как возникло такое сочетание в вашей жизни?

- Эти ипостаси жизни абсолютно неразделимы и взаимодополняемы. Началась история личным знакомством с известным нейрофизиологом, отцом-основателем нейроэстетики Семиром Зеки. Нейроэстетика - это новое научное направление на стыке психологии, нейробиологии и искусства, изучающее механизмы реакций мозга на эстетические стимулы. 

На конференции по интегративной медицине Семир Зеки сделал весьма интересный доклад о влиянии искусства, в частности живописи, на когнитивные функции мозга человека (то есть на функции, отвечающие за способность понимать, познавать, изучать, осознавать, воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию) и даже на ДНК. 

Эта тема настолько увлекла, что мы начали сотрудничать, постепенно подтянув к исследованиям специалистов и технический ресурс Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН. 

Сотрудничество ознаменовалось рождением серии научных проектов, объединенных общей идеей создания максимально гармоничного окружающего пространства для улучшения общего качества жизни и здоровья человека. Таким неожиданным образом мы «вписались» в весьма перспективный ныне мировой тренд, обусловленный жизненной необходимостью. Позже нами был создан культурно-деловой проект «Посольский Клуб», всячески содействующий международному культурному сотрудничеству.

- Как вам удалось объединить столько людей и организаций из разных сфер для воплощения новых проектов?

- На самом деле объединить их не так уж и сложно. Главное, иметь жизнеспособную идею. А жизнеспособность любой идеи проистекает из её доступности и пользы для абсолютного большинства. По этому же принципу и была нами разработана уникальная технология SinArt для притяжения потенциальных возможностей личности из будущего в настоящее.

- Наверняка есть и барьеры на пути продвижения такой смелой идеи - искусством улучшать здоровье?

- Новизна - это главный барьер. Своими разработками мы неожиданно замахнулись на смену научной парадигмы, а этот факт для многих представителей научного мира неприятен и неприемлем. Как говорил академик Лихачёв, «совершенно новое не воспринимается», и нужно приложить колоссальные усилия, чтобы перевернуть сознание масс.

Да и на бытовом уровне многие люди как привыкли: чтобы избавиться от головной боли, надо принять пилюлю.  А мы им как возможность навсегда избавиться от головной боли предлагаем посетить галерею произведений в технике SinArt. 

- Уже не впервые вы организуете выставку международного уровня именно во Владимире. Что связывает вас с нашим городом? 

- Так сложилось, что я довольно долгое время жила во Владимире. У меня здесь осталось много знакомых (в том числе из культурной среды), с которыми мы иногда общаемся. Поэтому я в курсе общественной и культурной жизни города. 

Собственно, предложение воспользоваться статусом посла мира ООН и показать владимирцам что-то необычно-прекрасное, с оттенком легкой аутентичности, проступило мне в процессе такого вот общения.

Мы посоветовались с коллегами из зарубежных посольств и запланировали серию культурных мероприятий. Выставки работ мастериц-вышивальщиц КНДР и акварелей перуанских художников мы в 2019 году провести успели, а вот познакомить жителей Владимира с искусством Мексики, Индии и Монголии уже не удалось. Грянула пандемия, и все культурные мероприятия были отложены на неопределённый срок.

Сейчас в наших планах, несмотря на сложную международную обстановку, - возобновить подобные мероприятия. Ведь искусство и культура находятся вне раздоров и конфликтов (или даже над ними) и призваны их урегулировать уже самим своим существованием. 

Ведь чем выше культурный уровень людей, тем более они миролюбивы и способны к цивилизованному взаимодействию, тем выше их духовно-нравственный статус, тем более они спокойны и милосердны. Покой и милосердие - это то, чего сейчас так не хватает людям.

- А чему научила нас эта пандемия и борьба с ней?

Что касается нашего института, то на фоне общего коллапса мы довольно спокойно пандемию пережили. Дело в том, что наш НИИ - закрытое научное учреждение со стабильным штатом сотрудников и четко отлаженным долгосрочным протоколом исследований. Сработал принцип: «закрытый мир открывает новый мир возможностей».

Мы научились думать креативно, сделав упор на максимальное использование собственных ресурсов.  В связи с внешней изоляцией появилось дополнительное количество времени.  Это позволило спокойно и без спешки закончить ранее начатые проекты и наметить генеральную линию дальнейшего развития.

Мы успешно и в сжатые сроки выполнили заказ Минздрава КНДР на разработку инновационного иммунного препарата. И в течение года смогли удачно войти в Международную программу ЭКОСОС ООН «Искусство и здоровье», направленную на взаимодействие искусства, здоровья и экономического благополучия. 

Мы вплотную занялись начатыми ранее исследованиями влияний окружающей среды (в ее культурном контексте) на мозг, здоровье и поведение человека, которые увенчались успехом, и в 2021 году наши достижения были высоко отмечены научным сообществом.  Представленный нами инновационный научный проект SinArt стал лауреатом Международной экологической премии «EcoWorld». 

Пандемия научила максимальной собранности, креативности, быстрому реагированию на вызовы внешнего мира, вере в собственные силы и бережному отношению к людям. А еще тому, что нужно быть очень внимательным, не поддаваться панике и стадному инстинкту. И всегда помнить, что безвыходных ситуаций не бывает. Кто хочет, ищет возможности, кто не хочет - причины.

-  Трудно ли быть послом мира сегодня, когда в мире столько конфронтации? 

- Быть послом мира всегда одинаково сложно - конфликты в обществе неизбежно существуют в любые времена. К сожалению, они заложены в саму суть природы человека. Проще ведь искать соринку в глазу соседа, чем бревно в своем.

Но я избрала единственно верную модель поведения - просто работать, честно и ответственно выполнять возложенную на меня задачу. 

Понимаете, корпус послов мира ООН включает в себя несколько формаций. Есть так называемые «спринтеры» и «марафонцы». 

Не секрет, например, что для привлечения внимания мирового сообщества к какой-то очень важной, глобальной проблеме, необходимо участие «спринтера» - медийной персоны уровня Анджелины Джоли или Дэвида Бекхэма.

Для осуществления же долгосрочного, нередко даже грандиозного проекта необходимы «марафонцы», к которым я имею самое непосредственное отношение.

В отличие от «спринтеров» мы выполняем свою работу тихо и незаметно, часто оставаясь в тени, но при этом имеем большую степень свободы. 

Мировые тренды постоянно меняются. Меняются и персоны - их медийные трансляторы.

Долгосрочные же проекты замен исполнителей, как правило, не предполагают. 

При этом мне (в отличие от посла-«спринтера») не надо озвучивать чьё-то чужое, может быть, непопулярное мнение.  Я абсолютно последовательна в своих действиях без упора на частный, пусть даже резонансный и крайне важный, случай или создавшуюся ситуацию.

Например, реализацией проекта «Искусство и здоровье» я занимаюсь вне зависимости от международной политики, санкций и каких-то других условий.  Я просто работаю, планомерно осуществляя возложенную на меня миссию. Не принимая сторону ни одной из противоборствующих формаций. Просто работаю. Для людей. Работаю, чтобы мир стал чуточку добрее и милосерднее.

- Какой отклик надеетесь получить от новой выставки во Владимире?  К чему надо быть готовым ее посетителям?

-  Все-таки надо немного рассказать о концепции SinArt - «синергии науки и искусства».  Это уникальная технология, сочетающая в себе синтез сакральной живописи и сакральной геометрии. Полотно в технике SinArt воплощает в себе две функциональные ипостаси - сакральный предмет как квинтэссенцию энергии и информации и прекрасное произведение искусства. Сакральные символы, скрытые в изображении, мягко и незаметно рассеивают негативную энергию пространства, устанавливая гармонию между внутренним миром человека и окружающей его действительностью.

По мнению доктора медицинских наук, академика Нины Евгеньевны Свидерской, «микровибрации художественных произведений в технике SinArt оказывают мощное лечебное терапевтическое воздействие, даже когда мы просто смотрим на эти картины, хотя для наблюдателя это является чем-то немыслимым, нереальным, невыразимым». Это мнение очень авторитетного ученого. 

Поэтому зрителю готовиться нужно к чему-то хорошему, приятным неожиданностям и исполнению желаний. Кроме того, по решению организаторов одна из картин SinArt будет подарена кому-то из посетителей выставки. Это станет для него весьма полезным приобретением и оберегом по жизни.

Открытие выставки SinАrt в Центре пропаганды изобразительного искусства запланировано на 12 апреля. 0+.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 12:45 Народный артист Сергей Жилин приехал во Владимир с проектом «Джаз-регион»
Один из «столпов» отечественного джаза, московский пианист, дирижёр, аранжировщик, композитор и педагог, лидер музыкальных коллективов и учебной студии под общим названием «Фонограф» Сергей Жилин снова во Владимире! Наро…
сегодня в 12:16 Юрист рассказал владимирцам, как вернуть либо обменять некачественный товар
В адрес редакции поступил очередной вопрос от одного из наших читателей: «Недавно в одном из магазинов, специализирующихся на продаже бытовой техники, я приобрела стиральную машинку с вертикальной загрузкой. При первой ж…