На встречу с Анной пришли студенты и преподаватели вузов, деятели культуры, представители общественных организаций. Поэтический вечер прошел в формате беседы. Анна читала свои стихи и отвечала на вопросы из зала.
Что заставляет Анну возвращаться на Донбасс? Кем она считает себя в первую очередь, о чем мечтает? «ВВ» предлагает вашему вниманию фрагмент беседы с владимирской аудиторией.
- Анна, здравствуйте! Как поэзия помогает вам справиться с тем, что вы ежедневно видите в зоне специальной военной операции?
- Для меня поэзия это способ осмыслить окружающее. Я понимаю происходящее, когда пишу, нахожусь в процессе создания текста. Знаете, как-то справляюсь, и определенная заслуга поэзии в этом есть. Я бы еще добавила религию. Ко всему привыкаешь. Тяжелее всего приходилось в первые дни специальной военной операции. Мне было очень больно, страшно за наших солдат, мирных жителей. Чтобы не сойти с ума и как-то отвлечься, писала цикл стихов «Невыдуманная история одной военной корреспондентки». Но это, скорее, исключение, потому что для меня стихи - это не средство утешения, а средство осмысления.
- А как вы читаете свои стихи и не плачете? Ведь удержаться порой невозможно.
- Ну это же мои стихи. Я существую в том пространстве, в котором они написаны. Стихи внутри у меня, это мой микрокосм. Я могу заплакать, когда читаю чужие стихи. Как-то на своем концерте заплакала, читая стихи Игоря Караулова.
- Скажите, поэзия, музыка, творчество в целом - это уместно, когда идет специальная военная операция? Нужно ли это сейчас Донбассу и всем регионам России?
- Да! Искусство - это неотъемлемая часть человеческой жизни во все времена. Все мы помним, что в блокадном Ленинграде Ольга Берггольц писала свои замечательные стихи, Анна Ахматова во время войны написала одно из величайших своих стихотворений «Мы знаем, что ныне лежит на весах…». Это всё необходимо, и люди Донбасса очень радуются, когда к ним приезжают певцы, музыканты. Это укрепляет дух людей.
- В 2011 году вы написали «А потом однажды на улицу выйдут танки». Это было за три года до кровавых событий. Получается, поэты - пророки?
- Да, действительно, у меня почему-то было очень много стихов, посвященных войне. Война существовала в моих мыслях, хотя тогда было сложно представить, что это случится в реальности. Это были, скорее, образы, которые меня преследовали. Это странно.
- Вы поэт, военкор, волонтер. А что для вас самое главное? В чем основное предназначение?
- Поэзия - это неотъемлемая часть моей жизни. Стихи пишу всю жизнь, с раннего детства. Без поэзии не могу представить свое существование.
- Что заставляет вас возвращаться на Донбасс снова и снова? Какая сила вами движет?
- Мне сложно оставаться в стороне, когда происходит нечто важное. Мне становится легче, когда я кому-то помогаю. Уменьшается тревога. Вторая причина - чисто журналистская. Мне интересно. Журналист, которому не интересно, - не журналист.
- О чем вы сейчас мечтаете?
- Я мечтаю о релокации на Соловки. Я там пробыла десять дней, и теперь мне хочется сбежать на остров и перевезти туда своего кота.
- Вы журналист, но немалую часть вашей жизни занимает такая деятельность, как «покрадание» котиков на территории СВО. Зачем вы это делаете? И сколько животных вам удалось спасти?
- Я очень люблю котиков. Не могу пройти мимо, когда вижу кота. Сразу хочется его «нажмякать», нагладить, поцеловать ему нос и начесать уши. Всё началось случайно. Я ездила с Женей Михайловой, которая хозяйка донецкого приюта «Кошкин дом», в Мариуполь. И мы там, на бывших украинских позициях, подобрали тощенькую трехцветную кошечку. Когда мы ехали, я засунула эту кошечку себе под куртку. Мы приезжаем, и я понимаю, что не могу с этой кошкой расстаться. Она у меня за пазухой «раскотяшилась», распласталась, обнимает меня. Забрала кошку с собой в гостиницу, а затем нашла ей хозяев. И вот так с тех пор повелось. Котики, они классные, беззащитные. Особенно жалко бывших домашних котов, которые оказались на улице. Уличный кот - он выживет, а если домашний, то у него, конечно, не очень много шансов. Я вывезла и пристроила около двух десятков котов.
- У вас есть строчки «Всё, что я есть, - отмечено ею. По большому счёту, я вообще ни о чем не умею, кроме любви». Вы действительно считаете, что всё есть любовь?
- Я подразумеваю любовь шире, не только, как любовь между мужчиной и женщиной. Любовь – это некая движущая сила. Есть такой анекдот: «Батюшка, а правда, что секс без любви - грех? - Да что вы привязались к этому сексу? Всё без любви - грех». Я тоже так считаю.
Прямая речь. Своими впечатлениями от встречи с Анной Долгаревой поделился директор Владимирского филиала РАНХиГС Вячеслав Картухин.
- Наш филиал, как и другие организации, активно помогает нашим военнослужащим, участвующим в специальной военной операции. У нас много контактов, и военкоры, которые находятся в гуще событий, являются обладателями уникальной информации о том, что там происходит. Анна Долгарева - человек неординарный. В силу сложившихся обстоятельств Анна сама пережила очень многое - теряла близких, видела смерть. Как человек творческий, она заложила это в свои стихи. Слушать их тяжело. Они передают сложность и тяжесть того, что там происходит. При этом они проникнуты правдой, пониманием противоречий. Уверен, такие встречи очень важны для каждого из нас, кто живет обычной мирной жизнью. Это надо слышать и понимать, пропустить через свое сердце, чтобы еще больше помогать нашим воинам, добровольцам, мобилизованным, чтобы они чувствовали нашу поддержку. Те потери, которые, к сожалению, есть, не напрасны, они направлены на защиту интересов нашей страны, наших людей. Я рад, что Анна нашла время приехать во Владимир, такие встречи очень важны и для студентов, и для общественников.
Досье. Анна Долгарева родилась в 1988 году на Украине. Детство и юность провела в Харькове и Белгородской области. Окончила химический факультет Харьковского национального университета. Жила и работала в Киеве и Санкт-Петербурге.
После начала военного конфликта на Донбассе стала работать военкором. Ведет репортажи с линии соприкосновения.
Лауреат многочисленных поэтических премий, автор нескольких поэтических сборников. Регулярно выступает с творческими вечерами.
Стихи Анны Долгаревой.
А всё же будет солнце над водой,
Словно арбуза розовая мякоть,
И будет легче - так, что можно плакать,
А не вот этот вымученный вой.
А всё же будет. Волглая земля…
Впитает проржавевшие осколки.
- Почем малина, мать?
- Тебе - нисколько,
Бери, сынок, живи и не стреляй.
Езжай домой, сынок, за рубежи…
Полей, за эти годы одичалых.
И будет пёс и лодка у причала,
И врач пообещает: «Будет жить».
***
Ни хлеба, ни неба, ни тёплого очага.
С утра артиллерия бьёт по окопам врага.
В условиях измененья рисунка глобуса…
Бессмысленность Логоса - словно бессмысленность лотоса.
Но всё же, пока укрепления рядом возводятся,
В сосновой развилке пристроена Богородица.
В воде листок, над водою сухой камыш.
В сей раз обошлись практически без зимы.
И в щепоть рука, вспоминая Христа, распятого…
В размытом мареве где-то напротив Сватово,
И лист на воде, как лотос, светел и свят,
И рыжий, живой выглядывает закат.