- Александр Сергеевич, расскажите, какова цель цифровизации здравоохранения и что такое Единая государственная информационная система здравоохранения Владимирской области?
– Во Владимирской области в рамках нацпроекта «Здравоохранение» с 2020 года реализуется региональная программа «Создание единого цифрового контура системы здравоохранения на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)». В соответствии с региональным проектом и требованиями федеральных властей всем субъектам Российской Федерации необходимо сформировать на своих территориях единый цифровой контур системы здравоохранения.
Нацпроект в сфере информатизации нацелен на то, чтобы объединить цифровые сервисы медицинской отрасли в единый цифровой контур. Это подразумевает внедрение полноценного электронного документооборота, электронной записи к врачу, выписку электронных рецептов, создание механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе ЕГИСЗ и т.д.
До начала внедрения единого цифрового контура учреждения здравоохранения Владимирской области работали в четырех различных системах, которые между собой не были интегрированы.
- Как это будет работать на практике?
- Пациенты будут иметь индивидуальный цифровой профиль. Это электронный аналог амбулаторной карты. Информационная система будет содержать все назначения, противопоказания, данные диагностики, лабораторные исследования, сведения о посещении медицинских организаций и многое другое. Доктор, имеющий доступ к электронной системе, сможет оперативно получить необходимую информацию. Соответственно, пациентам уже не надо иметь при себе медицинскую документацию на бумажных носителях. Кроме того, ЕГИСЗ интегрирована с федеральными электронными сервисами предоставления государственных услуг.
- С какими проблемами вы столкнулись, реализуя региональный проект?
– В 2020 году наш заказчик, подведомственное учреждение Медицинский информационно-аналитический центр (МИАЦ), уже на первом этапе столкнулся с задержкой исполнения контракта со стороны «Ростелекома». Были направлены письма в контролирующие органы, выставлены претензии. О проблемах с реализацией контракта также проинформировали федеральный Минздрав.
Некоторые критики задают вопрос, почему не расторгли контракт в одностороннем порядке. К моменту завершения срока действия контракта первый этап «Ростелеком» выполнил, причем он считается основным. Учреждения здравоохранения в рамках опытной эксплуатации начали работать в информационной системе. Расторгнуть контракт и снова вернуться к исходным позициям? Это невозможно. Существуют договорные отношения, требования гражданского кодекса.
- Какие санкции были применены к подрядчику?
- Заказчик в лице МИАЦ выставил претензии «Ростелекому», последовало обращение в прокуратуру. С «Ростелекома» взыскан штраф за неисполнение контракта в установленные сроки.
- Как обстоят дела сейчас?
- На текущий момент последний третий этап контракта принят. Проходят мероприятия по аттестации информационной системы и ее вводу в промышленную эксплуатацию.
- Когда единый цифровой контур системы здравоохранения начнет функционировать в полном объеме?
- Для запуска системы в промышленную эксплуатацию проводятся мероприятия по аттестации, уже разработана и согласована модель угроз. Правительством области утверждено положение Государственной информационной системы здравоохранения Владимирской области. Со стороны Министерства здравоохранения Владимирской области также готовятся все необходимые правовые акты. По нашим планам запуск системы в промышленную эксплуатацию будет осуществлен во 2 квартале 2023 года.
- Как смотрится наш регион на фоне других субъектов по цифровизации здравоохранения?
- Если посмотреть данные федерального Минздрава, Владимирская область уверенно прирастает в рейтингах цифровой зрелости, но впереди еще много работы над пользовательскими сервисами.