Две недели без уроков. Именно Пасхальные каникулы, в отличие от Рождественских, ежегодно смещались по времени в зависимости от того, на какой день приходился праздник Светлой Пасхи Христовой. Такие были в старину «скользящие» весенние каникулы - Пасхальные. Занятия в учебных заведениях, как духовных, так и светских, отменялись на Пасху в обязательном порядке. Еще в начале Страстной седмицы школьники и студенты разъезжались по домам.
Например, из истории частной женской прогимназии Серафимы Ивановны Благонравовой в Юрьев-Польском мы знаем, что Пасхальные каникулы там начинались за неделю до Пасхи и продолжались всю пасхальную неделю. То есть были двухнедельными.
При этом предполагался не только отдых, но и молитва, посещение храмов, соблюдение строго поста на Страстной седмице. Зато как хорошо было школярам вволю покушать дома, начиная с самой Светлой Пасхи.
Прежде всего это была возможность для учеников, живших в общежитиях или пансионах при училищах и гимназиях, провести пару недель дома, со своей семьей.
Но не все дети могли уехать на эти каникулы.
Известный краевед Владимир Снегирев учился в Суздальском духовном училище. И в его время некоторые ученики за дальностью расстояния до их малой родины (до 40 верст) или из-за распутицы, которая случалась именно во время Пасхальных каникул, вынуждены были оставаться в общежитии училища на казенных харчах вместо домашних.
Связанные с церковной жизнью стороны воспитания были особенно расписаны в духовных училищах и семинариях. Так было и во Владимирском епархиальном женском училище, находившемся в здании, которое и сейчас стоит на улице Луначарского, д. 3.
В отчете о состоянии епархиального женского училища за 1914-15 учебный год читаем, что освобождение учениц от занятий было связано с особенностями Великого поста: «На 1-й неделе Великого поста все воспитанницы говели, исповедовались и приобщались Св. Таин, причем в дни говенья они освобождались от классных занятий, проводя время, свободное от служб церковных, преимущественно в чтении книг религиозно-нравственного содержания. Воспитанницы, оставшиеся на Пасхальные каникулы, говели еще на Страстной неделе Великого поста».
Карта св. Мефодия. Лучшие ученицы использовали Пасхальные каникулы и для творческих дел. Несколько воспитанниц талантливого педагога Михаила Андреевича Веселовского, преподававшего во Владимирском епархиальном женском училище, посвятили Пасхальные каникулы 1885 года изготовлению очень необычного наглядного пособия, которое их наставник использовал на уроках. Для этого девушкам понадобились и научные знания, и искусство черчения...
Дело в том, что апреле 1885 года во Владимирской епархии широко отмечали тысячелетие со дня кончины святого Мефодия, который вместе со своим братом святым Кириллом был одним из «первоучителей» - миссионеров в славянских землях и создателей славянской азбуки. Каждое учебное заведение епархии старалось посвятить 1000-летию Мефодия какую-то творческую работу учителей и учеников.
И вот в одном из номеров «Владимирских епархиальных ведомостей» за 1885 год преподаватель Михаил Веселовский был указан среди учителей, проявивших особый творческий талант в тот значимый год. Под присмотром педагога его воспитанницы — как раз на Пасхальных каникулах - много потрудились и изготовили «большую географическую карту населения славянских народов в IX, X и XI вв., у которых св. первоучители совершали свои миссионерские труды, где насажденная ими св. вера сохранилась в православной чистоте, и где завладело славянами католичество».
Карта помещалась на классную доску и по ней учитель вел рассказ . Епархиальное периодическое издание сообщало: «Карта эта составлена и начерчена к празднику воспитанницами VI кл. под руководством преподавателя истории М.А. Веселовского, и в каникулярное пасхальное время окончательно отделана воспитанницами: Баскаковой А., Георгиевской М. и Воскресенской Е. По этой карте, преподаватель М.А. Веселовский живым, прекрасным словом проследил всю миссионерскую деятельность свв. Мефодия и Кирилла и изложил результаты этой деятельности до настоящего времени». В статье «Епархиальных ведомостей» сказано, что изумительную историческую карту решили сохранить в училищной библиотеке. Жаль, дальнейшая судьба этого шедевра неизвестна.
Каникулы давали и другие поводы для творчества.
Авторитетный протоиерей Сила Алексеевич Архангельский учился во Владимирском духовном училище и семинарии еще в пушкинское время, в 20-е годы XIX века. И вспоминал потом о таком ученическом творчестве, как подготовка каникулярного билета.
«На каникулы летние, рождественские и пасхальные отпускали нас, обыкновенно, с билетами. Билеты в наше время писались самым тщательным почерком вдоль полулиста, а края их любители украшали арабесками из водяных красок, вверху слово «Билет» обводилось венком из цветов или дубовых ветвей. Страсть к рисованию проявлялась в большинстве учеников; любитель живописи деньги, данные отцом на крупу, предпочитал употребить на покупку ящичка с красками и кисточками...»
Юбилей Гоголя. Значение Пасхальных каникул проявилась 1909 году, когда в духовных учебных заведениях очень широко и в обязательном порядке праздновали столетие со дня рождения писателя Николая Гоголя. Дата пришлась на 20 марта по старому стилю и примыкала к началу каникул.
В том же Владимирском епархиальном женском училище празднество в честь Гоголя состоялось 19 марта. В пятницу 20-го марта После обедни совершена была великая панихида, и ученицы были отпущены на Пасхальные каникулы.
А вот столетие со дня рождения Гоголя в Муромском духовном училище «не оказалось возможным отпраздновать во всей полноте, так как 19-е марта приходилось в дни великого поста и было кануном роспуска учеников на Пасхальные каникулы. Поэтому корпорация училища, с согласия Преосвященного Евгения, постановила почтить память незабвенного поэта-писателя дважды — в свое время общественной молитвой и скромным собранием, а после Пасхальных каникул — торжественным актом, что и исполнено». То есть владыка Евгений согласился на это, только чтобы Пасхальные каникулы прошли нормально.
Поездки к родным. Студенты и учителя, конечно, тоже использовали Пасхальные каникулы для поездок к родным. Например, будущий владимирский врач Василий Пятницкий, который оставил прекрасные воспоминания о студенческих годах, упоминал и о Пасхальных каникулах.
В течение года между учебой в Томском и Дерптском университетах в 1905 году Пятницкий работал учителем в железнодорожной школе в Кургане.
«Живя в Сибири, я тосковал по владимирским родным местам. Пользуясь бесплатным железнодорожным проездом, на рождественские и пасхальные каникулы я ездил домой» - вспоминал он.
Описывая такое путешествие в Пасхальные каникулы, упоминает, что «привез в Курган для общего стола сахар из Владимира - полную дорожную корзину, так как в Кургане ощущался в это время недостаток в нём, вероятно из-за транспортных трудностей. А мы в своей компании любили пить много чая - сладкого, с молоком и сибирским сыром...».
А вот Пасхальные каникулы революционера-большевика Николая Растопчина в 1907 году запомнились для него... арестом во Владимире.
Тогда молодой подпольщик, занимавшийся революционной работой в губернской столице, именно в пасхальные каникулы решил съездить в родственникам в Новгородскую область. Но перед отъездом решил по своим подпольным делам зайти на нелегальную штаб-квартиру Владимирской военной организации РСДРП на улице Ильинская-Покатая... Квартиру держал соратник Скобенников.
«Перед самым отъездом на Пасхальные каникулы, во время которых я хотел по дороге на родину побывать в Москве и посоветоваться относительно перемены организации, я «провалился» на квартире Скобенникова, попавши в полицейскую засаду. Это было в 9 час. утра 18 апр. (1 мая) 1907 г.», - вспоминал Растопчин.
Так революционер на Пасху оказался во Владимирском централе. На мой взгляд, интересен этот факт как раз тем, что даже большевик-атеист, готовивший вооруженное восстание против царской власти, строил личные планы на Пасхальные каникулы!