19 апреля 2023 в 12:59

Сегодня исполняется 80 лет со дня создания Главного управления контрразведки СМЕРШ

19 апреля 2023 года исполняется 80 лет со дня создания Главного управления контрразведки «СМЕРШ» Народного комиссариата обороны СССР — самой эффективной спецслужбы Второй мировой войны, не имевшей себе равных по размаху и интенсивности оперативно-розыскной деятельности. За три года своей деятельности СМЕРШ вписал в историю отечественных органов государственной безопасности одну из самых славных и героических страниц. В числе сотрудников военной контрразведки СМЕРШ служили и наши земляки.

После победы советских войск под Москвой, а затем и под Сталинградом обстановка на советско-германском фронте стабилизировалась. В этих условиях возросла роль особых отделов НКВД СССР в борьбе со спецслужбами противника. Сложилась система сбора оперативных данных о немецких разведывательных органах, наладилась работа по проникновению в спецорганы врага на оккупированных территориях. 

Весной 1943 года военная контрразведка так же, как и армия, перехватила стратегическую инициативу.

В этих условиях возникла необходимость повышения эффективности борьбы со спецслужбами противника, организации деятельности военной контрразведки в соответствии со складывающейся на фронтах стратегической ситуацией, создания единого боевого организма для наступлений и побед. 

Решение о создании новой спецслужбы принял лично Иосиф Сталин. За несколько дней до этого он впервые пригласил к себе в кабинет почти всех начальников особых отделов фронтов, армий и руководителей центрального аппарата. Переговорил с каждым. Речь шла о новых задачах военной контрразведки.

19 апреля 1943 года Совет народных комиссаров СССР постановил: «Управление Особых Отделов НКВД СССР изъять из ведения НКВД СССР и передать Народному Комиссариату Обороны, реорганизовав его в Главное Управление Контрразведки НКО «Смерть шпионам». 

Органы СМЕРШ были освобождены от проведения всякой другой работы, не связанной непосредственно с задачами, изложенными в постановлении.

На органы СМЕРШ возлагались: борьба со шпионской, диверсионной, террористической и иной подрывной деятельностью иностранных разведок в частях и учреждения Красной Армии, борьба с антисоветскими элементами, проникшими в части и учреждения Красной Армии, принятие необходимых агентурно-оперативных и иных мер к созданию на фронтах условий, исключающих безнаказанность прохода агентуры противника через линию фронта, борьба с предательством и изменой родине, борьба с дезертирством и членовредительством на фронтах, проверка военнослужащих и других лиц, бывших в плену и окружении противника, выполнение специальных заданий Народного Комиссара обороны.

Военная контрразведка была подчинена непосредственно Верховному Главнокомандующему. По приоритетной версии историков, даже само название СМЕРШ (Смерть шпионам) предложил лично Иосиф Сталин. 

В.С. Абакумов.

Начальником СМЕРШа и своим заместителем Нарком обороны Сталин назначил молодого, но опытного руководителя, 35-летнего комиссара госбезопасности 2-го ранга Виктора Семёновича Абакумова, возглавлявшего Управление особых отделов НКВД СССР с 19 июля 1941 года. Одновременно на базе Морского отдела Управления особых отделов было создано Управление контрразведки «Смерш» НКВМФ СССР (начальник – комиссар госбезопасности П.А. Гладков). Чуть позже, 15 мая 1943 года, создан Отдел контрразведки СМЕРШ НКВД СССР (начальник – комиссар госбезопасности С.П. Юхимович), в зоне ответственности которого находились пограничные и внутренние войска, милиция и другие вооружённые формирования НКВД СССР.

Главным ориентиром в работе новой структуры стали наступательная и зафронтовая работа, радиоигры. Результаты не заставили себя долго ждать. Только в июне – июле 1943 года контрразведчики Центрального фронта обезвредили 15 разведывательно-диверсионных групп противника. В 1943 году ГУКР СМЕРШ предотвращён теракт в отношении будущих маршалов Победы К.К. Рокоссовского и Л.А. Говорова, в 1944 году – в отношении И.В. Сталина. Всего за годы войны обезврежено более 30 тысяч шпионов, 3,5 тысячи диверсантов и 6 тысяч террористов.

Ни один стратегический план советского командования в годы войны не стал достоянием немцев. Армия и флот были надёжно ограждены от подрывной деятельности спецслужб нацистской Германии и её союзников.

У СМЕРШа была и своя «Курская дуга». Благодаря его эффективной работе вермахт накануне Курской битвы оказался «слеп и глух». А командующий Центральным фронтом генерал армии К.К. Рокоссовский был вооружён полной информацией о противнике. 

Совместно с Генеральным штабом Красной Армии органами «Смерш» была создана действенная система дезинформирования противника. По сути дела, это была «Большая игра». Ее гибким и эффективным инструментом стали радиоигры. Их подготовку и ведение курировал 3-й отдел ГУКР СМЕРШ под руководством В.Я. Барышникова. Начальник ГУКР СМЕРШ В.С. Абакумов лично добился возможности освобождать от уголовной ответственности, явившихся с повинной агентов спецслужб противника, которые привлекались к участию в радиоиграх.

В.Я. Барышников.

Масштабы организованной СМЕРШем «войны в эфире» не имеют аналогов в мире. В ходе радиоигр военные контрразведчики срывали агентурные акции Абвера (немецкой разведки) по ведению разведки в прифронтовой полосе и промышленных районах Урала и Сибири. Перехватывали информацию о попытках немецкой разведки создать в тыловых районах СССР очаги сопротивления из уголовников и националистов. Арестовывали заброшенных в тыл немецких парашютистов, от лица которых долгие месяцы передавали в Германию радиограммы об успехах несуществующих боевых групп. Раз за разом заставляли «хозяев» перебрасывать через линию фронта радиоаппаратуру, оружие и боеприпасы, пополнять якобы редеющий состав «повстанцев» свежими силами – выпускниками разведшкол и офицерами Абвера.

Показательным примером может являться сорванная ГУКР СМЕРШ с участием органов НКВД попытка организовать покушение на Сталина осенью 1944 года силами заброшенных на территорию СССР террориста Таврина и его напарницы Шиловой. Только на подготовку этой операции 4 Управление РСХА выбросило на ветер два миллиона рейхсмарок. После разоблачения Таврин и Шилова использовались в радиоигре «Туман», продолжавшейся практически до самого конца войны. Последняя и оставшаяся без ответа радиограмма ушла в эфир 9 апреля 1945 года.

Всего за годы Великой Отечественной войны органами СМЕРШ проведено 183 радиоигры с противником, в ходе которых на нашу сторону выведено и арестовано более 400 сотрудников и агентов немецкой разведки, захвачено большое количество шпионского снаряжения, оружия, диверсионных средств.

В августе – сентябре 1945 года военные контрразведчики участвовали в Маньчжурской наступательной операции по разгрому Квантунской армии. Оперативно-разыскные группы СМЕРШ, продвигаясь вместе с наступающими частями Красной армии, захватывали здания японских разведывательных и полицейских органов. Изымались имеющее оперативное значение документы, организовывался розыск сотрудников и агентов японской разведки. К концу сентября 1945 года военными контрразведчиками было арестовано 317 официальных работников японских военных миссий в Маньчжурии, 349 их агентов, 569 сотрудников японской жандармерии, 380 руководителей и активных участников антисоветских организаций, 172 изменника Родине.

Важная роль отводилась ведению фильтрационной работы, которая требовала от сотрудников органов СМЕРШ высочайшего профессионализма. За годы войны через «сито» фильтрации прошло более 10 миллионов человек, был поставлен надёжный заслон вражеским шпионам. Но главным итогом явилось то, что миллионам советских людей было возвращено честное имя. В Красную армию и запасные части только с сентября 1944 по июнь 1945 года было направлено около 1млн 200 тыс. бывших военнопленных.

Органы СМЕРШ достойно выполнили все задачи, возложенные на них руководством страны.

Признали превосходство советской военной контрразведки и наши противники. Вот высказывания только нескольких из них. 

Генерал-фельдмаршал Кейтель: «…данные нашей агентуры касались только тактической зоны, и ни разу не было получено сведений, которые бы оказывали серьёзное воздействие на развитие военных операций…». 

 

Глава разведки Главного управления имперской безопасности Шелленберг: «…некоторое время Москва поставляла правдивую информацию, чтобы в решающий момент сделать высшее немецкое руководство жертвой роковой дезинформации». 

 

Начальник немецкой военной контрразведки «Абвер-3» генерал-лейтенант фон Бентивеньи: «…почти ни один заброшенный в тыл Красной Армии немецкий агент не избежал контроля со стороны советских органов, и в основной массе немецкая агентура была русскими арестована, а если и возвращалась обратно, то зачастую была снабжена дезинформационным материалом».

Безусловно, главной силой органов «Смерш» были его сотрудники. Костяк «Смерша» составили опытные офицеры особых отделов. В начальный период войны в них пришло много молодых сотрудников из числа командиров и политработников, работников территориальных органов безопасности, милиции и выпускников вузов. Фактически, военную контрразведку формировала и комплектовала вся страна.

Н.А. Душин.

Например, будущий руководитель военной контрразведки (1974 – 1987) генерал-полковник Душин Николай Алексеевич перед войной работал школьным завучем, войну встретил ротным политруком, а в особый отдел направлен с должности командира стрелковой роты.

В числе сотрудников военной контрразведки СМЕРШ служило немало и наших земляков. Музей управления ФСБ по Владимирской области попытался восстановить списки владимирцев, в годы Великой Отечественной войны служивших в этом подразделении. Вот лишь несколько из них.

Уроженец села Троица-Берег Суздальского района Александр Сергеевич Майоров на фронте был уже 24 июля 1941 года. Воевал в должности политрука артбатареи, состоящей из 76 пушек. Не раз личным примером, проявляя героизм и мужество, поднимал бойцов в атаку.

В ноябре 1942 года возле села Дощукино Кабардино-Балкарской АССР был отрезан противником и оказался в окружении. Отходить можно было через узкое ущелье, занятое крупными силами противника. Майоров в этой сложной ситуации проявил героизм, организовав штурм. Противник отступил, полк овладел селами Кашкатау и Герпегеж, соединился с другими частями. В боях за эти села немцы предприняли 7 контратак при поддержке 18 танков. Упорством и стойкостью гвардейцев были не только отбиты атаки, но и истреблены более 300 гитлеровцев, сожжены 4 танка, захвачены в плен 12 немцев. Майоров лично убил 6 человек, а когда был ранен командир полка, взял командование на себя.

В бою его ранили, но, истекая кровью, он продолжал командовать полком, выполняя боевую задачу. И лишь когда получил еще 11 (!) ранений, потеряв сознание, вышел из строя. Впоследствии был демобилизован. За этот бой был представлен к ордену Красного Знамени.

Уроженец деревни Матвеевка Селивановского района, подполковник Павел Степанович Гуреев оказался на фронте с первого дня войны. Дослужился до заместителя начальника отдела контрразведки СМЕРШ 31-й танковой Кировоградской бригады.

В боях за взятие Витебска в 1943 году был контужен, но остался в строю. В марте и апреле 1945 года, будучи оперативником СМЕРШа, выявил 4 агентов немецкой разведки, в том числе крупного агента-резидента БРОСС, а вскоре в ходе следствия разоблачил агента английско-польской разведки Паловича.

Из наградного листа: «Гуреев, выполняя задания Военного Совета и руководства отдела, непосредственно в дивизиях и полках по организации заградительных отрядов в районах Верея, Можайск, Руза, беспощадно проводил борьбу с дезертирами, паникерами и трусами. По его материалам арестован ряд изменников Родины».

Я.А. Едунов.

Уроженец Суромны Суздальского района, генерал-лейтенант Едунов Яков Афанасьевич находился в рядах действующей армии с августа 1941 года. Будучи замначальника особого отдела НКВД 50-й армии, а затем начальником отдела НКВД 9-й армии, принимал непосредственное участие в борьбе с фашистами в районах Брянска и Белова. При обороне Тулы обеспечил командование ценными разведывательными данными, что помогло разгрому вражеских войск на подступах к городу.

Являясь начальником контрразведки СМЕРШ на 2-м Белорусском фронте, провел огромную работу в борьбе со шпионами и агентами, забрасываемыми противником в тыл фронта. Под его руководством в войсках фронта разоблачена большая сеть вражеской агентуры.

Уроженец города Меленки, старший лейтенант Власов Федор Андреевич - участник войны с ноября 1943 года. 

Из наградного листа: «Дисциплинированный, энергичный, инициативный и волевой командир. Требователен к себе и подчиненным. Мобилизовал личный состав на поднятие бдительности и сохранение военной тайны. Часто находился на огневых позициях. Оберегал подразделения от проникновения шпионов, диверсантов и агентов, вел большую работу в борьбе с фактами мародерства и грабежей».

По объективным причинам мирного времени в органах военной контрразведки «Смерш», в наркоматах госбезопасности и внутренних дел (НКВД СССР вновь было разделено на два народных комиссариата 14 апреля 1943 года) назревала новая реформа. С марта 1946 г. все наркоматы были переименованы в министерства. Было создано Министерство государственной безопасности (МГБ) СССР, в состав которого 4 мая 1946 года вошли все структуры бывшего НКГБ СССР, а органы военной контрразведки «Смерш» НКО и НКВМФ СССР были преобразованы в 3-е Главное управление нового министерства с задачами контрразведывательного обеспечения армии и флота.

Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
19 минут назад Депутаты ЗС оперативно приняли важные изменения в областной бюджет
26 апреля Законодательное Собрание Владимирского региона провело внеочередное заседание, чтобы рассмотреть проект изменений в действующий закон об областном бюджете. Коррективы внес губернатор.  В итоге принятое уточнени…
45 минут назад Специалисты филиала Россельхозцентра обработали Небыловское поселение от клещей
Специалисты владимирского филиала Россельхозцентра обработали от иксодовых клещей общественные места в Небыловском сельском поселении. Сезон появления клещей в этом году начался еще в марте. Сейчас при постоянной плюсово…