Так мы «потеряли» результаты моих осмотров и анализов за несколько лет. Тогда еще сетовали, что все было бы гораздо проще, будь цифровизация в здравоохранении уже данностью — лицензированный врач в этом случае просто имела бы доступ к электронным картам своих пациентов, в какой бы из больниц они ни хранились.
Плюсы для пациентов.
Еще в 2012 году Филиал ПАО «Ростелеком» во Владимирской и в Ивановской областях начинал поэтапное создание Единой государственной информационной системы здравоохранения в регионе, но, увы, в 2015 году проиграл торги на обслуживание системы демпингующей («спасибо» 44-ФЗ) фирме, которая выполнить эту работу по итогу не смогла. И фактически то, что уже тогда создал «Ростелеком», было утеряно. Пока он не взялся за эту работу снова — уже в 2020-м.
И вот — свершилось! 28 марта 2023 года — именно в этот день Филиал ПАО «Ростелеком» во Владимирской и в Ивановской областях официально закончил работу над проектом модернизации Регионального сегмента Единой государственной информационной системы здравоохранения Владимирской области в рамках проекта «Единый цифровой контур здравоохранения».
Его заказчик - ГБУЗ ВО «Медицинский информационно-аналитический центр».
Говоря простым языком, мы теперь среди 31 региона России, где все государственные (и частично частные) медицинские учреждения находятся в отлаженной информационной системе от «Ростелекома». И это очень хорошая новость для пациентов.
Поясню почему. Плюсы не только в доступе врачей к картам пациентов (чего лично мне не хватило при переходе моего врача в другую клинику) и уже работающему формату электронного больничного листа.
Например, по словам Юлии Арсениной, директора МИАЦ, система электронных рецептов объединяет в регионе пациентов, медицинские и аптечные организации. Пациент в специальном приложении видит не только диагноз и назначения, но и адрес ближайшей аптеки, где в наличии нужные препараты. Или другой пример - в течение часа после родов доктор заполняет медицинское свидетельство в электронном виде, оно отправляется в федеральную систему и в течение первых же суток приходит в личный кабинет (ЛК) пациентки на портале «Госуслуги». Так у нее появляется возможность безо всяких хождений по учреждениям в электронном виде оформить все социальные выплаты на ребенка, подать заявление в детский сад, на маткапитал и т.п.
Юлия Арсенина так и сказала: цель проекта цифровизации - «облегчить рутинные процессы в жизни людей».
Качество без ошибок.
Директор Филиала ПАО «Ростелеком» во Владимирской и в Ивановской областях Павел Шатохин уверен, что система действительно оптимизирует рабочие процессы в здравоохранении и в итоге повышает качество оказания медицинской помощи, в том числе минимизируя вероятность появления ошибок.
«Абсолютно безошибочных информационных продуктов не существует, - говорит Павел Шатохин. - Но «Ростелеком» делает все возможное для того, чтобы свести их к минимуму, чтобы они не влияли на жизненно важные процессы системы и, как следствие, на комфорт граждан и работающего в ЕГИСЗ медперсонала».
Шатохин раньше сам, кстати, сталкивался с некорректностью ведения баз данных пациентов до внедрения системы: в пандемию обратился в больницу и узнал, что в этих базах его трое — трое совершенно одинаковых «Павлов Шатохиных».
Обошлась модернизация Регионального сегмента ЕГИСЗ в 176,5 млн рублей. В результате почти трехлетней работы специалисты внедрили 42 модуля — от данных пациентов, модерации двойников, электронной очереди и регистра льготников до планов профилактических прививок, назначений, коечного фонда, модуля «Вызов врача на дом» и подсистемы «Организация оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями».
Это, кстати, огромная работа специалистов (не говоря уже об обучении медицинского персонала - более 8 тысяч человек!) — сделать так, чтобы система из связанных между собою блоков работала и выполняла задачи по нескольким кликам. Для 71 государственной медицинской организации - по каждому из миллиона трехсот с лишним тысяч жителей региона.
Проверено: не взломать!
Для «Ростелекома» и МИАЦ, несмотря на официальное завершение проекта, работа над ним не заканчивается. Система живая, поэтому ее нужно постоянно обслуживать и совершенствовать, учитывая изменения в законодательстве, в регламентах, сверяя и сводя данные (например, по льготникам) и встраивая в общефедеральную МИС.
В Филиале этой работой и взаимодействием с МИАЦ на постоянной основе занимаются три специалиста. А на этапе модернизации проект вели около десяти человек, практически жившие в офисе.
Разумеется, я спросила директора Филиала, насколько безопасна такая цифровая централизация для сохранности личных данных пациентов.
- Абсолютно безопасна, - уверенно ответил Павел Михайлович. - Все хранится на защищенных серверах в аттестованном помещении, проверенном специальными службами.
- Нам всегда говорят об аттестованных помещениях с защищенными серверами, а потом мы узнаем о взломах и утечках данных...
- Расскажу вам одну историю. В 2015 году мы работали на форуме «Территория смыслов», - улыбнулся Павел Шатохин. - На него приехал Герман Клименко, на тот момент советник президента по информационным технологиям и глава Института развития интернета. Он подошел к нашему стенду, где находились в том числе сотрудники МИАЦ, а рядом — стенд департамента здравоохранения. Мы продемонстрировали ему наши информационные продукты, которые предлагали для применения на территории Владимирской области. Он был удивлен и спросил: «Это же персональные данные с медицински значимой информацией? Вы понимаете, что это уровень К-3?» Понимаем, ответили. «Как защищаете?» Мы объяснили как. И он ушел. А через несколько дней в администрацию, в комитет информатизации и связи, по-моему, так он тогда назывался, приехали восемь сотрудников ФСТ, проверяющих сети, подобные нашей, на федеральном уровне. Неделю восемь высококлассных специалистов пытались взломать нашу сеть здравоохранения и электронного межведомственного взаимодействия.
- Не взломали?
- Не взломали. Сеть признана эталонной, рекомендована к распространению на территории России.
- Но речь о сети в 2015 году. Сейчас 2023-й, хакеры учатся...
- Мы тоже развиваемся, в соответствии с вызовами времени.