- Настя, танцевальная культура всегда тебя привлекала? Всё-таки твоя профессия никак с танцами не ассоциируется.
- Вообще, меня всегда привлекало творчество в любом воплощении. В детстве я много рисовала, даже пыталась играть на фортепьяно, но «что-то пошло не так». А в танцы я попала случайно, конечно, благодаря моим родителям. Правда, на тот момент я грезила гимнастикой, и верх моих мечтаний было сесть на шпагат. Но так как спортшкола была далеко от дома, а возить меня туда было некому, мой дедушка провернул все так, что я захотела пойти танцевать. Привел меня маленькую на занятие по хореографии в школу искусств, именно на то занятие, когда детки тянулись, ну а мне большего уже и не надо было. На следующий же день я также сидела на коврике в балетках и плакала от боли. Оказалось, что тянуться это не так весело.
- Сколько лет ты уже посвятила танцам?
- Начала я заниматься с 1-го класса и танцую по сей день.
- Училась у кого-то или больше самоучка?
- Конечно, училась. Но тут поправка, напомню, что я из маленького города, где нет особого выбора, даже больше скажу - там нет студий. Все это кружки в местных ДК и школах. Но самым правильным выбором было пойти именно в школу искусств им. Л.И.Ошанина, на тот момент там были педагоги с высшим образованием в области хореографии, которые уже зарекомендовали себя не только во Владимирской области, но и на всероссийских конкурсах. Ну и, как вы понимаете, раз это школа искусств – значит, есть дисциплины. Основные - это классический танец, народный и эстрадный. Хай хилсом тут и не пахнет. Занятия были каждый день, в том числе по субботам. В будни мы часами стояли у станка, учили этюды, а в выходные был ансамбль – день, когда ставили и отрабатывали номера.
- Когда и как пришло осознание, что хочешь танцевать, может, кто-то подтолкнул?
- Будучи маленькой девочкой, а после подростком, я уже чаще ходила, потому что надо и потому что привыкла, а не потому, что хочу. Зачастую было обидно, что после школы все одноклассники бежали гулять и отдыхать, а я с огромной сумкой ехала на танцы. Но и без прогулов не обошлось, только педагоги за такое спуску не давали. Не пришел на репетицию - вылетаешь из номера и сидишь на скамейке запасных, даже если ты суперкруто танцуешь. Тогда меня вообще не понимали сверстники, но почему-то я все равно не бросала. Ну и, возвращаясь к изначальному вопросу, - естественно, моими кумирами в танцах были мои педагоги. Очень хочется их упомянуть - это Татьяна Александровна и Сергей Георгиевич Бабенко. Они гуру в народных танцах, после их школы ученики поступают в хорошие вузы Москвы, Питера. И благодаря им я получила огромную базу, которая сильно мне пригодилась в развитии себя как танцора в современных направлениях. Других кумиров не было, в то время танцоры не записывали классные видео и не выкладывали их в Сеть. Мы как бы жили в маленьком мирке, где есть только наши педагоги, иногда выезжали на конкурсы, где, по сути, все танцевали то же, что и мы. Но тут похвалюсь: у нас всегда были Гран-при и первые места и мы были крутышками.
- Расскажи про школу, в которой начинала заниматься.
- Здесь, наверное, расскажу свой длинный путь. Как сказала ранее, заниматься начала в ДШИ им. Ошанина, отучилась там 8 лет, получила даже красный диплом, а дальше уже продолжила заниматься только в ансамбле, занятий стало намного меньше. После Сергей Георгиевич Бабенко забрал меня к себе в "подмастерья", помогала проводить репетиции, и, наверное, это был мой первый опыт преподавания. Этим и занималась до 11-го класса, и тут же наступил переломный момент. Я усердно смотрела ролики на ютьюбе и давно поняла, что мир танцев не ограничивается моими преподавателями, что есть другие, делающие акцент на "современные" направления, чего мне так сильно хотелось. Но просто изучая хореографию по видеонарезкам, я не получала должного результата. И тут во второй половине 11-го класса я решаю поступать на современную хореографию в Питер. Это было мощным заявлением, конечно, так как с 10-го класса я готовилась к сдаче экзаменов по физике, математике и вообще решила, что буду девушкой-инженером. Учителя были в шоке. Но моя мама - нет. Она спокойно приняла мое решение и сделала все, чтобы я поехала поступать, за что огромное спасибо. Часто у танцоров семьи бывают против «этих ваших танцулек», но это не про меня. Я сдала ЕГЭ по литературе и физике, весьма неплохое сочетание. Ну а дальше, как вы поняли, я провалила вступительные экзамены, на которые гоняла в Питер одна несколько раз, это были классический танец и импровизация. Все что мне сказали – «У вас хорошая усваиваемость материала, отличные данные, пойдете на платное обучение?» Но такой возможности у меня не было. Как сейчас помню - еду в поезде на верхней полке, слушаю грустную музыку и заливаюсь слезами.
- А что потом? Захотела бросить после того, как не вышло поступить?
- Вот тут-то и наступил страшный для меня переломный момент. Я решила оставить танцы навсегда. Профукала подачу документов в вузы Москвы на технические специальности, поступила только в один, где мне не дали общежитие и в последний день приема заявлений еду в ВлГУ отдавать оригиналы за час до закрытия приемной. Тяжелое было лето. Сейчас вспоминаю уже с улыбкой – значит, так надо было. После я как-то взбодрилась, студенческая жизнь меня заворожила и меня отпустило. Однако танцами так и не начала заниматься. Но моему педагогу Сергею Георгиевичу и маме это было не по душе – «такой талант пропадает». Да и мне самой уже становилось тяжко, я привыкла быть всегда занятой, расписывать день, а сидеть после пар в общаге - это точно не мое. После первого семестра стала активно мониторить студии танцев во Владимире, ходила на пробные занятия. Но, не в обиду этим студиям, мой уровень уже был выше, чем то, что мне предлагали, хотя я по изначальному определению «народница». Думала уже - все-таки не судьба, пока не попала на какое-то мероприятие, что-то вроде шоу талантов среди студентов и не увидела их - Женю Ярко и Влада Цоя - основателей студии танцев «Урбанакадемия». У них был судейский выход перед самим конкурсом, танцевали, конечно же, хип-хоп, причем это была импровизация. Ну тут мое сердечко забилось, и я записалась в их студию.
- Какие стили нравились в самом начале танцевального пути?
- Изначально я обожала контемп, это было мне ближе, потому что имела классическую базу, но т.к. в городе ничего путного не нашла по этому направлению, как сказала ранее, стала заниматься хип-хопом. Правда, с моим телосложением - высокий рост, длинные руки - это было сложновато. Долгое время я себя чувствовала неувязком. Если честно,то я до сих пор себя так чувствую, танцуя хоп, но уж больно я его люблю. И тут все закрутилось, мы начали ездить на чемпионаты и мастер-классы к крутым хореографам, где мир танцев открылся для меня совсем с другой стороны. Я училась, работала, кстати говоря, по специальности - инженером, а вечером танцевала. Прошло время, студия выросла, учеников стало намного больше, и в один из дней ко мне подошел Влад с предложением: «Не хочешь попробовать себя в роли педагога?». Я, конечно же, согласилась. Сначала занималась с детьми, потом мне доверили старшую группу, в которую ходило два-три человека и преподавала контемп сама, толком не зная, что это такое, тренировки были каждый день. Я танцевала в команде, вела три группы и пропадала днями в зале.
- Как я понимаю, сейчас ты сконцентрирована именно на хай хилсе? Почему именно это направление?
- Конечно же, через некоторое время группу по контемпу закрыли. Я занималась с детьми, готовила их совместно с другими педагогами к соревнованиям, а потом случился карантин. К этому времени я уже приобрела обувь для хилса и начала первые шажочки в этом направлении. Не знаю, как-то полюбился он мне, нравилось чувствовать себя женственной, танцуя на каблуках, так как в жизни каблуки, женственность и я - это несовместимые понятия. Во время карантина я уехала в родной город, купила базовый курс по хай хилсу и каждый день гоняла в зал и нарабатывала технику. Ну а когда все это безумство закончилось, «Урбанакадемия» открыла мне группу. Самое прекрасное - это то, что ко мне до сих пор ходят девочки, которые пришли с открытия группы. Думаю, это значит, что я все делаю верно.
- Как ощущаешь себя в роли хореографа? Нравится?
- Чувствую замечательно! Мне нравится делиться своим опытом и знаниями, особенно тогда, когда люди этого хотят. Мне нравится видеть рост учениц, потому что я помню, какими они пришли и как раскрылись на моих глазах. Все-таки считаю, что не каждый танцор – педагог. Донести правильно информацию и иметь терпение повторить ее еще 100 раз - это сила свыше. Но, безусловно, на которую накладывается твой опыт, потому что я также учусь каждое занятие, как и мои ученицы. Только они танцам, а я правильной коммуникации.
- А был ли опыт именно сцены в качестве танцора?
- Конечно, я полжизни провела на сцене, это чувство, которое должен испытать каждый танцор. Страх и волнение перед выходом, заряд энергии от зала. И каждый раз, как в первый. Конечно, сейчас я выхожу редко, и для меня это даже становится все более пугающим. Но, думаю, я еще потанцую на сцене.
- Расскажи немного о школе, в которой преподаешь.
- Это уникальное место. Я попала туда учеником почти с самого основания. Почти все, кто был тогда со мной в группе, сейчас педагоги студии, и, поправлю, одни из лучших педагогов в городе. Конечно, это заслуга Влада и Жени, которые смогли в нас что-то рассмотреть, а после долго и упорно ждать, когда мы наберемся опыта как преподаватели, и к нам будут ходить на занятия. К слову, сейчас у нас у всех большие группы, у некоторых даже по две, и иногда нам не хватает площади зала, чтобы уместить всех учеников. Думаю, это показатель.
- Какие черты ты считаешь наиболее важными для танцора?
- Терпение и труд... У меня никогда не было хороших данных - большого прогиба, хорошей пластики и злополучного шпагата (последнее осталось только на коврике в хореографическом зале у семилетней Насти), все это нарабатывалось. Не получается движение - повтори его ровно столько раз, пока не получится, как должно быть. Так же, как и в любой сфере жизни - хочешь, чтобы получилось, не сдавайся.
- Вершина твоего мастерства? Что ты должна совершить, что почувствовать?
- Любой грамотный танцор скажет вам, что вершины мастерства нет. Это бесконечная бесконечность, в череде которой ты всегда будешь развиваться. Если ты поймешь, что данный этап вершина мастерства - пора ложиться в ящик, а до тех пор нужно творить.
- Какой совет ты дала бы начинающим танцорам?
- Не бойтесь начать. Как ни странно - это главная проблема и главная ошибка. Вы боитесь прийти на занятие и показаться смешным, боитесь сделать движение, потому что получится некрасиво. Но я вас огорчу, на занятии, где стоит 20 человек, каждый думает только о себе и ему глубоко наплевать, что у вас там не получается. И задайте себе вопрос - вы это делаете потому, что хотите, или потому, что это должно нравиться другим? Это касается любой сферы жизни. Просто делайте то, что приносит удовольствие.