- Действия сотрудников ресторана неправомерны и противоречат законодательству о защите прав потребителей.
Новые правила оказания услуг общественного питания вступили в силу с 1 января 2021 года. И действительно, в них есть запрет на навязывание дополнительных услуг, на которые потребитель не давал согласия. Так, в соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 21.09.2020 г. № 1515 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» исполнитель услуг (в данном случае владелец ресторана) обязан довести до сведения потребителей следующую информацию об оказываемых услугах: 1) перечень услуг и условия их оказания; 2) наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов; 3) сведения об объеме (весе) порций готовых блюд продукции общественного питания и покупных товаров, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции; 4) сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (в том числе калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания).
На основании п. 19 указанного постановления наряду с оказанием услуг общественного питания исполнитель вправе предложить потребителю приобрести услуги по организации досуга и другие услуги, однозначно указав на их возмездный или безвозмездный характер и предоставив возможность ознакомиться с необходимой информацией о таких услугах. При этом в соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату, а также включать в договор (заказ) иные расходы (платежи, комиссии, доплаты, чаевые и др.), не включенные в стоимость продукции, указанной в меню (прейскуранте), и цену выбранных потребителем услуг по организации досуга и других возмездных услуг. При этом потребитель вправе отказаться от оплаты таких дополнительных услуг (расходов), а если они оплачены, то потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.
Таким образом, цена на услуги общественного питания должна определяться исключительно стоимостью продукции, указанной в меню. Иными словами, включать плату за еду и напитки.
По сути, обслуживание гостей - это прямая обязанность официанта. Оставить чаевые официанту, если посетителю понравилось обслуживание, — это его исключительно право, а не обязанность. Поэтому, если в счет включили дополнительные проценты за обслуживание, гость ресторана в любой момент может отказаться от навязанных услуг и потребовать возврата уплаченной суммы. В том случае, если официант или администратор игнорируют такую просьбу, необходимо составить письменную претензию на имя руководителя заведения общепита. Также при отказе в удовлетворении требований потребителя в добровольном порядке спор может быть решен в рамках судебного производства.
Ч.2 ст. 14.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Бывают такие ситуации, когда в выходные дни в кафе и ресторанах выступают приглашенные музыкальные исполнители. Гость приходит в ресторан на ужин. Спустя час появляется человек с гитарой и начинает исполнять песни. А затем в счет включается плата за музыкальное сопровождение.
Дополнительные услуги - это всё, что не связано с питанием. Кафе и рестораны могут за дополнительную плату проводить концерты, предлагать караоке, услуги детских аниматоров или поздравления именинников. Это законно. Предлагая клиенту дополнительную услугу, надо сразу предупредить, платная она или нет. А ещё назвать цену и рассказать, что конкретно он получит за свои деньги. Дальше клиент решает, заказывать дополнительную услугу или нет. Если клиента не спросили или не предупредили, что услуга платная, а потом в чеке появилась дополнительная позиция, он вправе не платить. А если все же заплатил, то может потребовать деньги обратно. У Роспотребнадзора по этому поводу достаточно твердая позиция: если в счет включена плата за услуги, которые вы не заказывали, у вас отсутствует обязанность по их оплате. В судебной практике можно найти много случаев, когда владельцы заведений общепита пытались обжаловать постановления Роспотребнадзора о наложении административного взыскания, но суды всегда вставали на сторону потребителя.