1 мая 2023 в 13:00

В ресторане в центре Владимира обманывают клиентов при выставлении счета

Фото: Наталья Ларина
В редакцию поступил вопрос от жительницы Владимира: «Недавно в честь годовщины свадьбы мы с мужем посетили известный ресторан в самом центре нашего города. Когда официант принес нам счет, то оказалось, что туда включено 10% от суммы заказа за обслуживание. Заранее об этом нас никто не предупредил. Всегда считала, что давать или не давать чаевые — это личное дело клиента. Настроение было испорчено. Счет мы, конечно же, оплатили, но осадок остался. Правомерны ли действия сотрудников ресторана?». На вопрос читателя отвечает ведущий юрисконсульт газеты «Владимирские ведомости» Татьяна Робертовна Сиверская.

- Действия сотрудников ресторана неправомерны и противоречат законодательству о защите прав потребителей. 

Новые правила оказания услуг общественного питания вступили в силу с 1 января 2021 года. И действительно, в них есть запрет на навязывание дополнительных услуг, на которые потребитель не давал согласия. Так, в соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 21.09.2020 г. № 1515 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» исполнитель услуг (в данном случае владелец ресторана) обязан довести до сведения потребителей следующую информацию об оказываемых услугах: 1) перечень услуг и условия их оказания; 2) наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов; 3) сведения об объеме (весе) порций готовых блюд продукции общественного питания и покупных товаров, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции; 4) сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (в том числе калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания).

На основании п. 19 указанного постановления наряду с оказанием услуг общественного питания исполнитель вправе предложить потребителю приобрести услуги по организации досуга и другие услуги, однозначно указав на их возмездный или безвозмездный характер и предоставив возможность ознакомиться с необходимой информацией о таких услугах. При этом в соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату, а также включать в договор (заказ) иные расходы (платежи, комиссии, доплаты, чаевые и др.), не включенные в стоимость продукции, указанной в меню (прейскуранте), и цену выбранных потребителем услуг по организации досуга и других возмездных услуг. При этом потребитель вправе отказаться от оплаты таких дополнительных услуг (расходов), а если они оплачены, то потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

Таким образом, цена на услуги общественного питания должна определяться исключительно стоимостью продукции, указанной в меню. Иными словами, включать плату за еду и напитки.

По сути, обслуживание гостей - это прямая обязанность официанта. Оставить чаевые официанту, если посетителю понравилось обслуживание, — это его исключительно право, а не обязанность. Поэтому, если в счет включили дополнительные проценты за обслуживание, гость ресторана в любой момент может отказаться от навязанных услуг и потребовать возврата уплаченной суммы. В том случае, если официант или администратор игнорируют такую просьбу, необходимо составить письменную претензию на имя руководителя заведения общепита. Также при отказе в удовлетворении требований потребителя в добровольном порядке спор может быть решен в рамках судебного производства.

Ч.2 ст. 14.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. 

Бывают такие ситуации, когда в выходные дни в кафе и ресторанах выступают приглашенные музыкальные исполнители. Гость приходит в ресторан на ужин. Спустя час появляется человек с гитарой и начинает исполнять песни. А затем в счет включается плата за музыкальное сопровождение. 

Дополнительные услуги - это всё, что не связано с питанием. Кафе и рестораны могут за дополнительную плату проводить концерты, предлагать караоке, услуги детских аниматоров или поздравления именинников. Это законно. Предлагая клиенту дополнительную услугу, надо сразу предупредить, платная она или нет. А ещё назвать цену и рассказать, что конкретно он получит за свои деньги. Дальше клиент решает, заказывать дополнительную услугу или нет. Если клиента не спросили или не предупредили, что услуга платная, а потом в чеке появилась дополнительная позиция, он вправе не платить. А если все же заплатил, то может потребовать деньги обратно. У Роспотребнадзора по этому поводу достаточно твердая позиция: если в счет включена плата за услуги, которые вы не заказывали, у вас отсутствует обязанность по их оплате. В судебной практике можно найти много случаев, когда владельцы заведений общепита пытались обжаловать постановления Роспотребнадзора о наложении административного взыскания, но суды всегда вставали на сторону потребителя.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
23 минуты назад Во Владимире идет ремонт троллейбусного депо на Гагарина
Глава администрации города Дмитрий Наумов сегодня опубликовал в телеграм-канале небольшое видео о ходе ремонта в старом депо. Его в последние годы использовал арендатор.
час назад Более 27,6 млн рублей получат муниципалитеты региона по программе «30 на 70»
В муниципальные образования Владимирской области направлено более 27,6 млн рублей на решение местных вопросов по программе «30 на 70». Теперь по инициативе губернатора Александра Авдеева участники собирают только 30% от…