Татьяна Сиверская: Вопрос о правомерности доплаты за туристическую путевку становится актуальным тогда, когда рубль падает по отношению к доллару и евро, и ни о чем не подозревающие туристы оказываются перед тем фактом, что цена их тура увеличилась, хотя и была зафиксирована в договоре.
Дело в том, что в выездном туризме все расчеты между иностранными принимающими компаниями и российским туроператорами осуществляются в иностранной валюте, поскольку в рублях с российскими компаниями мало кто рассчитывается. Туроператоры, в свою очередь взаимные расчеты со своими турагентами вынуждены апеллировать к курсу валюты, но поскольку валютное регулирование в нашей стране достаточно жесткое, они осуществляют их в рублях. Соответственно турагенты применяют эту модель расчетов в отношениях с туристами, т.е. рассчитываются в рублях, но подразумевают, что по курсу валюты на день расчетов. Получается, турагент согласовывает цену тура с туроператором в валюте, а с туристом - в рублях.
Вопрос доплаты за путевку из-за нестабильного курса валют возникает в одной-единственной ситуации, когда турист вносит оплату по договору не единоразово в момент заключения, а по частям. При получении от туриста полной оплаты в день заключения договора турагент получает цену тура в перерасчете на иностранную валюту именно ту, которую ему согласовал туроператор, поскольку всё это происходит в течение 1-2 дней и курс валют неизменен. Но спустя какое-то время курс меняется, а с ним меняется и размер обязательства турагента перед туроператором. И если от туриста поступает оплата тура по частям, то получение второго (и последующих) платежей для турагента оборачивается либо недополучением в перерасчете на иностранную валюту, либо переплатой, а для туриста, как следствие, изменением цены договора. Но если с переплатой вопрос решить легче, то вот с недостачей намного проблематичнее, в связи с этим и возникают споры и недопонимание.
Если в договоре между туристом и турагентом есть так называемая «валютная оговорка», то турагент может требовать доплату по ч. 2 ст. 317 Гражданского кодекса РФ: «Денежные обязательства должны быть выражены в рублях. В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах. В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон».
Таким образом, турагент может требовать оплату по курсу иностранной валюты, установленной туроператором, только при соблюдении определенных условий:
1) в договоре указана цена и в рублях, и в валюте (если только в валюте — такой договор можно признать незаключенным);
2) в договоре указано наименование валюты;
3) в договоре должно быть предусмотрено, что цена договора подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте. Если этого условия нет, то простого указания цены договора в валюте недостаточно. Информация о цене в валюте считается справочной и никаких последствий для туриста не несет. Если хотя бы одно из условий не выполнено, турагент не имеет права требовать внесения оплаты по договору с привязкой к курсу валюты.
В договоре должен быть установлен порядок определения курса валюты. Если такой порядок не указан, то за курс валюты берется курс Центрального банка РФ на день оплаты. Турагент обязан представить расчет изменения цены договора в рублях с указанием курса как на момент заключения договора, так и на момент внесения доплаты. Если такой расчёт не представлен, то можете руководствоваться курсом Центробанка.
Таким образом, на вопрос о правомерности действий вашего турагента можно ответить только ознакомившись с условиями вашего договора.