Умное мастерство. Мы застали Владимира Ивановича в его «родной стихии» — на дороге к селу Чириково, где он работал в тот момент на своем автогрейдере. Воспользовавшись небольшим перерывом, знакомимся с именитым машинистом прямо у дороги.
Для начала выясняем, что, собственно, делает он в данный момент.
- Сейчас делаю корыто, - объясняет Владимир Иванович.
В такое корыто вдоль дороги будут потом засыпать щебень для укрепления дорожного полотна. Владимир Афанасьев выполняет работу один. Повороты, особенности рельефа – ничто не мешает мастеру делать идеальное углубление на высоту 20 сантиметров по всей протяженности дороги.
Ширина корыта должна быть везде 1 метр 20 сантиметров. При этом надо делать и уклон от дороги, чтобы вода потом с нее уходила. Четко соблюсти все размеры. И сделать все так, чтобы не было потом перерасхода щебня, - объясняет он.
И это только одна из многих операций, которые с хирургической точностью выполняет на грейдере Владимир Иванович.
По его словам, современный грейдер полегче в управлении, чем те, на которых начинал в 80-е годы.
- Меньше рычагов стало, электрика улучшилась и многое другое. Но, главное, мне всегда надо ум приложить! С умом на любом грейдере выполнишь любую работу, - делится профессионал.
Летом Владимир Афанасьев работает на более легком грейдере брянского производства, а зимой во время уборки снега пересаживается на тяжелый, челябинский.
Он застал времена, когда владимирские дорожники еще не обзавелись асфальтоукладчиками.
- Я и асфальт раньше раскладывал грейдером, при этом старался соблюдать уровень, как тогда требовалось, - ровно 4 сантиметра асфальта.
Когда замеряли, убеждались, что у Афанасьева все четко. А ведь делал, говорит, «на глаз». Видно, врожденное чутье у него на такую работу.
Сколько дорог он строил или обслуживал — не счесть! И далеко не только в своем районе. Например, доля его мастерства есть и в южном обходе города Владимира.
Однажды при губернаторе Светлане Орловой Владимиру Ивановичу поручили уложить щебеночную дорогу, - «струночкой», - до новых очистных сооружений в районе будущего индустриального парка «Камешково». А потом еще и продолжить до села. Так уложил, что и губернатору понравилось, и местные жители удивлялись: словно не из-под ножа грейдера вышло покрытие дороги, а с асфальтоукладчика.
- Недавно меня брали на строительство Рпенского проезда во Владимире. Легкий грейдер там не пойдет по песку, который укладывают толстым слоем. Ездил туда на тяжелом грейдере, все выровнял, уклончик сделал, - увлеченно рассказывает Владимир Иванович еще об одном особом задании.
Так что, когда будем следовать по Рпенскому проезду, вспомним, что и к нему приложил руку сам почетный дорожник России Владимир Иванович Афанасьев.
Из моряков - в дорожники. А как все это началось?
Владимир Афанасьев родился 28 августа 1958 года в деревне Новоселка Камешковского района. Но еще школьником переехал в Суздаль, где его отец, плотник по профессии, нашел хорошую работу и вскоре получил квартиру.
Выбор профессии для Владимира в юности был непрост. Звали и в водители, и в трактористы. А он окончил после школы... кулинарное училище с квалификацией «повар». Но поваром так и не стал.
После училища была трехлетняя военная служба в Севастополе, на Черноморском флоте.
Служить ему довелось на спасательном судне «Зангезур», участвовать в подъеме аварийных подлодок. Спускался в барокамере на 60 метров вместе с товарищами. Ходил на «Зангезуре» и в зарубежные страны - в Болгарию и даже в Индию.
- Эти три года на флоте дали мне очень много, - говорит Владимир Иванович.
Он окреп физически и даже подрос. А когда моряк Афанасьев сошел на берег и вернулся в Суздаль, сразу потянуло с морских путей на сухопутные - в дорожную отрасль.
И он пошел работать в Суздальское ДРСУ. Это было 14 июля 1981 года. С того дня Владимир Афанасьев трудится на этом предприятии.
Сначала работал шофером на грузовике ГАЗ-51. А к середине 80-х годов начальник предложил Владимиру выучиться на машиниста автогрейдера. Отучился три месяца прямо на предприятии.
«Боевое крещение» прошел неожиданно. В коллективе тогда было три грейдериста, все уже пожилые. И вот один из них, несмотря на свой опыт, нечаянно в процессе работы задел автомашину. Бывалого машиниста с грейдера сняли и вместо него усадили молодого - Владимира Афанасьева. Поручили сделать обочину (тогда и обочины выполняли грейдерами, а не как сейчас - специальными укладчиками). Впервые взявшись за такую сложную задачу, начинающий грейдерист справился на отлично.
Сам не знаю, как у меня так сразу вышло: но как только взял в руки рычаги грейдера, у меня пошло! Люблю свою работу, - признается Владимир Иванович.
Уже в 1988 году он был признан лучшим по профессии Владимиравтодора. В 1996 году удостоен юбилейного знака «250 лет дорожной отрасли». В 2004 году награжден знаком «Почетный дорожник России». У него множество грамот. И на областной «Галерее Славы» Владимир Иванович уже не первый раз.
Он наставник молодых грейдеристов. Позитивный, остроумный и веселый человек. Активный общественник. К тому же настоящий эксперт по экономии ГСМ.
Но за какой же главный показатель так ценят машиниста автогрейдера?
- Я никогда не оставляю работу незаконченной. Просто выполняю целиком любое задание, и все. А для меня в дорожной отрасли нет никакой непреодолимой трудности, - отвечает Владимир Иванович.
При нем родное предприятие переживало разные времена.
- Раньше мы больше строили дороги, потом больше обслуживали. А сейчас вроде бы как снова начали много строить! Поэтому на работу еще сильнее хочется идти. И техника пошла новая, и зарплата выросла, - с радостью говорит ветеран.
Однолюб. По годам и по статусу Владимир Иванович действительно - ветеран труда. А вот по внешности и той легкости, с которой он взбирается в свой грейдер, Владимиру Ивановичу никак не дашь его 65 лет. Похоже, любимая работа и любимая семья оказывают омолаживающий эффект.
Как в профессии, так и в личной жизни Владимир Иванович - однолюб.
Когда еще только с флота пришел, попросил как-то добавки у девушки - работницы столовой. Разговорились. В итоге та девушка стала его женой. Супруга Вера Григорьевна, кстати, по-прежнему работает в общепите.
Вырастили двоих сыновей. Старший, Дмитрий, пошел по стопам отца. И работает в том же Суздальском ДРСУ мастером.
У каждого из сыновей по двое своих детей. И теперь у Владимира Ивановича одна внучка и три внука. Старшему уже 13 лет. Продолжится ли династия дорожников Афанасьевых еще в одном поколении? Поживем, увидим.
Сам Владимир Иванович не стал профессиональным плотником, как его отец Иван Васильевич, но жилку плотницкую унаследовал. Многоопытный дорожник на досуге всю жизнь любит строить из дерева. Построил дачу, баню, беседку у дома. А еще, говорит, любит рыбачить на озере Бородино в Гаврилово-Посадском районе...
...Впрочем, разговаривать Владимиру Ивановичу особо некогда. Видим, что он уже считает минуты, чтобы снова вернуться за рычаги своего автогрейдера.
Что ж, скоро оценим по достоинству еще одну отремонтированную дорогу до села Чириково в исполнении Владимира Ивановича Афанасьева и его коллег.