- Откуда возникла идея о создании таких миниатюр?
- Задумали создавать миниатюры в 2021 году. Тогда же мы обсуждали детали будущего фестиваля уличного искусства 33zagfest, решали, как привлечь внимание к проекту нестандартным способом. Делать банальные баннеры и листовки - не творческий вариант. Так и началась история с миниатюрами. В процессе работы решили устроить игру с поиском на улицах Владимира, поэтому места размещения инсталляций особо не афишировали.
Первым шагом в продвижении фестиваля стала миниатюра на Никольской, 13. На третий день она исчезла, кто-то взял ее на память. Мы повесили новую. Но попытки прихватить с собой кусочек искусства горожане по-прежнему предпринимают.
Подобные миниатюры — тема в стрит-арте не новая. Например, шведские художники Anonymouse создают мышиный стрит-арт.
- Как проходит процесс создания миниатюр? Разрабатываете эскизы, продумываете детали или всё происходит на месте спонтанно?
- Обычно спонтанно. Делаем так, как чувствуем, плюс обращаем внимание на место расположения. В последнее время стараемся работать с историческим контекстом.
Миниатюры изготавливаем под размер уже существующей ниши, а потом монтируем. При создании работы мы не выбиваем кирпичи из стен, а ищем места с пустотами и под размер этих ниш изготавливаем инсталляции. Материалы делаем сами из глины, дерева. Где-то ищем детальки необходимые. Учитывая нашу загруженность (работа, проекты), это надолго затягивается. Обычно до двух недель. Делаем в свободное только время (а его мало).
- Самая любимая, самая сложная работы?
- Они все сделаны с душой, поэтому никакую не выделяем.
- Бывает же, что «пасхалки» разрушают... Какие работы уже успели испортить и почему ты продолжаешь делать миниатюры даже после того, как их разрушают?
- Нам нравится их делать, поэтому и создаем. Для нас это стало как хобби, и такой процесс и совместная работа очень сближают. Если ломают, мы стараемся их восстановить.
Проще, конечно, забить и делать другое, дать жить своей жизнью. В последнее время мы, конечно, придерживаемся этого мнения. Есть миниатюра, которая каждую весну полностью заполняется водой. Мы ее не трогаем и не восстанавливаем.
- Раньше твои работы были некими отсылками к фестивалю, а сейчас что они значат для тебя?
- Раньше были без особой концепции, сейчас стараемся работать со смыслами и с историческим контекстом. Оказалось, очень интересно и познавательно.
- Регина, меня тронула твоя работа, которую вы разместили в здании бывшей фабрики музыкальных инструментов. Почему выбрала именно это место? Расскажи об этой миниатюре.
- Прогуливаясь по городу, мы часто не обращаем внимание на детали, идем привычным маршрутом или путешествуем и посещаем наиболее популярные достопримечательности. А что если пройтись по незнакомым улицам и по-новому познакомиться с городом?
В последнее время мы открываем для себя много интересных локаций, которые вдохновляют историей, архитектурой, людьми. Знакомство с городом с другого ракурса и переосмысление пространств.
Детство. Помню, у знакомых стояло громоздкое пианино с надписью «Владимир», на котором мы втихую играли. Втихую, потому что, как обычно, слышали: «А ну хватит баловаться, расстроите инструмент».
Не так давно, пополняя коллекцию потенциальных мест для миниатюр, наткнулись на фабрику музыкальных инструментов. Углубились в историю. Было приятное удивление узнать, что когда-то мы играли на инструменте, который изготовили именно здесь. Так и родилась идея, где можно заглянуть в детство, похожее на многих: пианино во всю комнату, деревянные полы, советские обои, журналы, ну и куда без орущих/спящих котеек.
- Меня заинтересовала ещё одна миниатюра. Кратко опишу: мальчик лежит и играет в приставку, на стенах плакаты с изображением Виктора Цоя, Сергея Бодрова. Это некая отсылка к 90-м годам? Почему выбрала эту тему?
- Я разбиралась в коробках на чердаке и нашла старую потрепанную приставку, картриджи с Марио, Чип и Дейлом. Нахлынули воспоминания. По-тихому с братом, пока взрослых нет дома, брали старенький телевизор и играли в денди. А играть нам строжайше было запрещено, «иначе телек угробите». Суровое, но при этом беззаботное время было, одно детство на всех.
Вот гаражи и пятиэтажки, вот бабушки на лавочке у подъезда, а вот по телевизору с утра любимые мульты «Чёрный Плащ», «Утиные истории», а кто-то выбивает во дворе ковёр, такие же, как и мы, рубятся в денди, а у некоторых в комнате развешаны плакаты из журналов с любимыми группами и фильмами – многим будет нетрудно воскресить в памяти эти реалии.
Думаю, эта миниатюра подарит тем, кто скучает по детству из девяностых, внушительную дозу радости и возможность окунуться в светлые беззаботные тёплые дни, когда бегать по тепловым трубам было целым приключением, а бесстрашие измерялось в том, способен ли ты зимой лизнуть качели и успеть спрятать все улики после игры в денди, чтобы взрослые не увидели что вы опять атаковали телек.