Многое для сохранения памяти о жизненном и творческом пути Николая Теньгаева, как и других звезд владимирской сцены, сделала заведующая литературной частью театра Татьяна Лаврова. Очень помогло в этом в свое время общение Татьяны Лавровой с вдовой Николая Александровича Теньгаева, которая была актрисой, причем замечательной - Галиной Степановной Макаровой.
В домашнем архиве Теньгаева и Макаровой сохранилось немало интересных публикаций из столичных газет и журналов, которые напоминают, что роли Николая Александровича составляют золотой фонд не только Владимирского, но и общероссийского театра.
Например, в журнале «Театральная жизнь» за 1957 год была помещена статья о работах актера (в то время) Великолукского драматического театра Николая Теньгаева с его портретом в образе главного героя спектакля «Капитан Корнев» Владимира Тютьманова. А по соседству в журнале была публикация-анонс о съемках фильма «Тихий Дон» и классический кадр, где Аксинья – Элина Быстрицкая пылко обнимает Григория – Петра Глебова. В ту золотую эпоху советского театра и кино внес свою лепту Николай Теньгаев.
А началось все еще до войны.
… Николай Теньгаев родился 1 мая 1918 года. Актерское мастерство начал осваивать в Саратове в 1935 году, причем неожиданно для себя.
Вот что выяснила о старте театральной карьеры Теньгаева Татьяна Лаврова: «17-летним парнишкой приехал поступать в Саратовское театрально-художественное училище «на художника», но перепутал факультеты и перед театральной приемной комиссией разложил свои рисунки. Видимо, чем-то «зацепил» рассеянный абитуриент опытных педагогов. Его удержали. Предложили поимпровизировать: этюд с воображаемыми предметами был на любимую тему - написать плакат. Теньгаев на эксперимент откликнулся. Уж больно все было странно. Каково же было его удивление, когда через два дня он прочел свою фамилию в списке поступивших! Саратовская театральная школа в те годы считалась одной из лучших в России. Среди педагогов Теньгаева были такие мэтры, как народные артисты РСФСР Слонов и Муратов».
По распределению Николай Теньгаев попал в Куйбышевский ТРАМ (Театр рабочей молодежи). Дебютировал в роли семидесятилетнего старика. Следующей ролью был юный француз в водевиле «Стряпчий под столом». Подобные творческие контрасты преследовали Николая Александровича всю жизнь, и он развился в подлинного виртуоза перевоплощения в самые противоположные характеры.
Великая Отечественная война грянула, когда молодой актер уже с 1940 года по призыву служил в Красной Армии.
Он воевал. Был тяжело ранен и контужен под Харьковом — настолько тяжело, что на фронт уже вернуться не смог. Зато возобновил актерскую работу, сначала в Куйбышевском ТЮЗе.
В 1947 году был принят в труппу Иркутского театра, где первой для него была роль Агишина в «Женитьбе Белугина». Роли Теньгаева на иркутсткой сцене были замечены и отражены в периодической печати. В Иркутске Николай и познакомился с будущей спутницей жизни двадцатилетней талантливой и хорошенькой актрисой Галиной Макаровой, которая, несмотря на молодость, тоже имела фронтовой опыт.
Вместе они не раз переезжали из города в город в поисках «своего театра». Работали в Чите, Ташкенте, Днепродзержинске. Впервые во Владимире оказались в 1952 году. Потом на время уезжали работать в Великолукский драматический театр, с которым побывали даже на гастролях в Ленинграде. Но Владимирский театр оказался и ближе, и роднее. Здесь окончательно сложилась творческая судьба Теньгаева и Макаровой.
Татьяна Лаврова подчеркивает широчайший актерский диапазон Николая Теньгаева, которому удавались образы совершенно разные: «Роли благородных красавцев, героев, острохарактерные, комедийные, драматические, трагедийные. Теньгаев был универсален. Люченцо и Петруччо в «Укрощении строптивой», Алексей и Вожак в «Оптимистической трагедии», старик Каширин в «Алеше Пешкове», Ольги Форш и Бахирев в «Битве в пути» Галины Николаевой».
К 50 годам Николай Александрович подсчитал, что за тридцать лет на сцене создал более двухсот самых разноплановых ролей и характеров. Владимирские рецензенты не раз с досадой писали о том, что репертуар театра не всегда предоставляет возможность для реализации неординарных творческих возможностей артиста.
Среди ролей, которые сделали Теньгаева легендой, - роль летчика Алексея Мересьева в спектакле по «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Кстати, именно в образе Мересьева чаще всего можно встретить сегодня портрет Николая Теньгаева в биографических ресурсах интернета.
Другими его наиболее успешными работами стали, по словам Татьяны Лавровой, сложный, противоречивый характер Чиркуна в «Варварах» Горького и не менее интригующий образ брадобрея Аристида - шута, наушника, алчущего власти, в спектакле «Королевский брадобрей» по пьесе Луначарского. Вершиной творчества Теньгаева стал Старик в одноименной пьесе Горького и Кречинский в первой части («Свадьба Кречинского») трилогии Сухово-Кобылина.
«Если бы вы могли поговорить с владимирскими театралами 60-70-х годов, то спектакль Леонида Елшанкина «Свадьба Кречинского» вам назвали бы в числе немеркнущих и бесспорных шедевров Владимирского драматического театра», - уверена Татьяна Лаврова.
Вот что писал об этой работе Николая Теньгаева театровед Борис Никандрович Лошеньков, несколько лет возглавлявший литературную часть Владимирского драмтеатра: «Его Кречинский меньше всего был мошенником. Ради такой фигуры не стоило создавать спектакль – это отлично понимали и постановщик Л.В.Елшанкин, и актер. Кречинский должен быть натурой сильной, одаренной и от этого еще более страшной, так как его одаренностью движет порок».
Во Владимире к актеру вместе с признанием пришли и звания. 26 июня 1968 года Николай Теньгаев стал заслуженным артистом РСФСР, а 29 марта 1974 года получил звание народного артиста РСФСР.
Однако актерской работой таланты Николая Теньгаева не ограничивались.
Он написал несколько пьес и инсценировок, шедших в разных городах России. Интересно работал он и как режиссер. Наиболее значительными его постановками во Владимире признаны спектакли «Испанский священник» Флетчера, «Забытый всеми» Назыма Хикмета, «Таких щадить нельзя» по повести Мильчакова, которую Теньгаев инсценировал совместно с автором. Не раз Николай Александрович выступал как театральный художник, главным образом, как сценограф (как тут не вспомнить, что в 30-е годы он хотел стать сначала именно художником.
Среди его «домашних» увлечений Татьяна Лаврова засвидетельствовала занятия художественной фотографией. Она запомнила, что некоторые из театрально-пейзажных композиций и коллажей придавали их квартире, где жила после кончины супруга Галина Макарова, яркий, живой, молодой и оригинальный колорит. При этом музейным его было никак не назвать. «На редкость познавательный и эмоциональный интерьер!»
Появился Теньгаев и на киноэкране. Сыграл эпизодические роли в фильмах «Несколько дней из жизни И.И.Обломова» (1979) и «За спичками» (1980).
В 80-е годы Теньгаев и Макарова покинули Владимирский театр драмы и работали в областной филармонии с программами, в которых выступали как чтецы. Уже став пенсионером, Николай Александрович плодотворно работал режиссером филармонии, пока тяжелая болезнь не заставила его отказаться от любимого дела.
Народный артист России Николай Теньгаев умер 11 апреля 1987 года во Владимире, похоронен на кладбище Улыбышево.
С использованием статьи Татьяны Лавровой о Николае Теньгаеве в ежемесячной газете «Владимирская авансцена» за 2006 год.