Первая точка, куда мы поехали, находилась на улице Верхняя Дуброва. Здесь жалобы поступили на дорожное покрытие нескольких придомовых территорий, в частности возле дома № 21 и № 26Ж.
По приезде мы увидели, как уличные торговцы размещают свои палатки прямо на парковочных местах, в ямах, вся дорога усыпана асфальтовой крошкой. Кое-где заметен несвежий ямочный ремонт, который не сильно меняет общую картину. Ямы на улицах периодически заделывают, говорит посетительница одного из магазинов. Однако производится ремонт весьма креативным способом – камнями и кусками кирпичей.
Далее мы поехали по адресу Безыменского, 17. Там такая же печальная история: выбоин много, но они небольших размеров. Хуже всего ситуация обстоит на участке по проспекту Ленина, 42. Именно эта дорога «пестрит» самыми глубокими ямами и создает больше всего проблем водителям, ищущим пути разъезда.
Качество дорожного полотна регулирует государственный стандарт Р 50597-93, по-народному - «Гост на ямы». Согласно документу, ремонт дороги нужно произвести, если на проезжей части имеются ямы длиной от 15 см, шириной от 60 см и глубиной от 5 см. Если яма или выбоина на дорожном покрытии соответствует хотя бы одному из указанных параметров, то она должна быть ограждена и отремонтирована в течение 10 рабочих дней. Идеальная схема, но, к сожалению, не всегда воплощается в жизнь. Чтобы приблизиться к решению проблемы, для начала необходимо выяснить, кто отвечает за ремонт конкретной дороги. Воспользуемся преимуществами цифровой эпохи. Публичная кадастровая карта поможет не выходя из дома выяснить, кому направлять претензии по поводу разбитого дорожного полотна. На карте необходимо найти свой дом и кликнуть на участок перед ним.
База данных показала, что из четырех территорий, где мы побывали, две относятся к придомовым, а одна является объектом бытового обслуживания (на ул. Безыменского) и по одной не указано разрешенное использование (именно участок парковки по улице Верхняя Дуброва, 21). Вдобавок наша редакция направила запрос в прокуратуру Владимирской области для уточнения ответственных за ремонт на этих участках улиц.
Узнав ответственного за территорию, необходимо обратиться напрямую к нему. Так, если проезд у дома является частью общей придомовой территории, то дорога в равных долях принадлежит всем собственникам квартир – ремонтом занимается управляющая компания. Таким образом, работы будут проводиться за счет средств собственников, которые ежемесячно перечисляются на ремонт и содержание общедомового имущества. Если границы прилегающего к многоквартирному дому участка не определены или у дома проходит дорога общего пользования, то за содержание этого имущества отвечают органы местного самоуправления. Чаще эти участки граничат между собой, и может получиться странная ситуация: одну яму залатают, а другую, через сто метров от нее, – нет, поскольку это уже придомовая территория. Если речь идет о дороге в пределах населенного пункта, жалобу подают в местные органы власти, поскольку обязанность следить за внутригородскими дорогами лежит на муниципалитете. При отсутствии действий ГИБДД и муниципалитета претензию подают в Роспотребнадзор.
Для решения проблемы сначала рекомендуется подать заявление на имя руководителя вашей УК, в котором надо описать существующие дефекты дорожного покрытия, указать их местонахождение и по возможности приложить фотографию. Заявление можно направить заказным письмом с уведомлением о получении или передать лично. В последнем случае посетителю должны выдать талон-уведомление о принятом заявлении или проставить отметку о получении на копии заявления.
Также дорогу на придомовой территории жильцы могут отремонтировать за свой счет. При этом все ремонтные работы должны соответствовать действующим государственным стандартам (так называемым ГОСТам и СНиПам). Но такой способ мало кто практикует, ведь можно даже нарваться на штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей. Алгоритм следующий. Первоочередно вызывают независимого эксперта, он оценивает текущее состояние дорожного покрытия и называет ориентировочную стоимость ремонта. Затем Роспотребнадзор рекомендует создать комиссию в составе от трех человек для регистрации взносов. В процессе необходимо собирать все договоры и квитанции об оплате выполненных работ и оказанных услуг. Далее привлекают подрядчика для ремонта покрытия. И главное – получение независимого заключения о приемке работ. Для этого также потребуется обратиться к эксперту, который сможет проконтролировать качество выполненного ремонта. В заключении должно быть указано, что характеристики отремонтированной дороги соответствуют требованиям действующих нормативно-правовых актов.
К слову, жильцы домов могут подать документы на участие в проекте «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда». Для включения двора в муниципальную программу жителям необходимо принять решения на общих собраниях – именно эти решения определят, какие работы будут выполняться. Кроме того, нужно будет выбрать ответственное лицо, которое будет согласовывать итоговый дизайн-проект двора. В 2023 году во Владимире комиссия отдала приоритет большим дворовым территориям, по которым идут в школы, детсады, больницы и т.п. Всего в мэрию было подано 103 комплекта документов от жителей, а «счастливчиками» стали 35. На благоустройство дворов направили 63 млн рублей, еще три миллиона – доля софинансирования жителей.