Костеревский старт.
Еще в 1941 году, на самом трудном начальном этапе Великой Отечественной войны, в военном лагере у станции Костерево формировались танковые части Их сразу же бросали в бой. Одной из них стала и 8-я танковая бригада.
Как это было, рассказал сам Александр Егоров, наш земляк, за время войны выросший в звании от майора до генерал-майора. О первом годе войны он написал воспоминания: записки командира танкового полка «С верой в победу».
С особым чувством вспоминал Александр Егоров о том, как ехал летом 1941 года в воинском эшелоне в Костерево с обороны Киева на переформирование с остатками полка, понесшего большие потери:
«...Поезд, обогнув Москву с юго-востока, вышел на Горьковскую дорогу. Короткая остановка на станции Покров, а за ней и наша конечная... (Костерево. - Прим. авт.). Привычные хлопоты по устройству людей. Их у нас совсем немного: командный состав, работники штаба и служб тыла да несколько «безлошадных» танкистов».
Тогда Костерево временно входило в состав Московской области. Но для уроженца Владимирской губернии это были практически родные места. Ведь до родной для Александра Егорова деревни Демидово, ныне Собинского района, а раньше - Владимирского уезда, было несколько десятков километров. Там будущий генерал появился на свет 30 августа 1910 года.
«Получив разрешение отлучиться до утра, я на машине отправился в родную деревню, - вспоминал Егоров. Он надеялся на встречу не только с матерью, но и с эвакуированными женой и детьми, еще не зная остались ли живы...»
Его надежды оказались не напрасными. Близкие были дома и сами переживали, жив ли он.
«…Из родной деревни уезжал рано утром. Провожать вышла вся семья. Первой прощается со мной мать. Со слезами обняла, крепко поцеловала.
— Опять на войну уезжаешь, — запричитала сквозь слезы. — Дед твой с турецкой без ноги пришел, отец погиб в четырнадцатом... Ты уж береги себя, — просит она, глядя на детей. — Ради них береги...», - так запомнилось Егорову очередное расставание с семьей.
На обратом пути в Костерево, проезжая через Собинку, Егоров вспоминал, как в 1931 году он, молодой работник текстильной фабрики «Комавангард», был направлен на учебу в Орловское танковое училище. И начался его путь командира-танкиста.
А вскоре у станции Костерево произошла судьбоносная встреча Егорова с Ротмистровым. «Возвратившись в лагерь, узнали новость: из оставшихся подразделений 32-й танковой дивизии создается 8-я танковая бригада. Ее ядром будут командные кадры нашего, теперь уже бывшего 63-го, танкового полка. Командиром бригады назначен полковник П.А.Ротмистров. Ядро бригады должен был составить 8-й танковый полк, которым мне предстояло командовать», - пишет Егоров.
Он сохранил на годы первое впечатление о той встрече с руководителем и соратником, с которым потом прошел столько боев. Вот что он писал о Павле Александровиче:
«Комбригу полковнику Ротмистрову 40 лет. В гражданскую войну участвовал в боях против Колчака и на Западном фронте. За мужество и героизм при подавлении кронштадтского мятежа был награжден орденом Красного Знамени. Окончил академию имени М.В.Фрунзе. В предвоенные годы занимал ответственные должности в штабах войск, командовал танковым полком, танковой дивизией, был преподавателем в академии бронетанковых войск, защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата военных наук. Войну начал начальником штаба 3-го механизированного корпуса в Прибалтике».
А внешность командира Егоров в то время описывает так:
«...Ротмистров среднего роста, хорошо выбрит (по более поздним фотографиям Ротмистров запомнился с усами. - Прим. авт.), подтянут. Лицо серьезное и сосредоточенное. Очки делают его похожим не на строевого командира, а на штабиста или ученого. Говорят, первое впечатление часто оказывается самым правильным. А оно подсказывало мне: у комбрига есть и знания, и опыт, и хватка руководителя. С таким можно работать и воевать».
8-я танковая бригада, получив танки с экипажами - тяжелые КВ, средние Т-34 и легкие Т-40, осенью 1941 года вступила в бои за Калинин.
Кстати, на Тверской земле - малая родина Павла Ротмистрова. Который был на 9 лет старше Егорова.
В составе Калининского фронта 8-я тбр. участвовала в контрнаступлении советских войск под Москвой, отличившись при освобождении города Клина. В ходе наступления бригада прошла до Ржева...
В январе 1942 года за массовый героизм личного состава 8-я танковая бригада была преобразована в 3-ю гвардейскую танковую бригаду, а её командир полковник Ротмистров был награждён орденом Ленина.
Затем на базе 3-й бригады был сформирован 7-й танковый корпус, позже - 3-й гвардейский танковый корпус, которой после масштабных сражений под Стадинградом получил наименование Котельниковского.
В январе 1943 года полковник Егоров по поручению Ротмистрова возглавил отчаянно смелый рейд на Батайск в Ростовской области, о чем «ВВ» рассказывали читателям в 2021 году.
Все их значительные бои трудно даже перечислить!
На Курскую битву.
Тогда же, в начале 1943 года, по опыту сражений под Сталинградом генерал Ротмистров доказал самому Сталину, что необходимо создавать танковые армии однородного состава, без включения в них стрелковых частей, и не удерживать танковыми армиями участки фронта, а оперативно использовать по решению командующих фронтами.
Сам Ромистров возглавил 5-ю гвардейскую танковую армию, сформированную на базе 3-го гвардейского корпуса и других частей. В состав армии Ротмистрова входил и 18-й танковый корпус полковника Егорова.
И вот Курская дуга! 12 июля 1943 года 5-я гвардейская танковая армия вступила в знаменитую танковую битву под Прохоровкой.
После восстановления немалых потерь, в августе 1943 года армия генерал-лейтенанта Ротмистрова была введена в бой для завершения прорыва оборонительных рубежей в ходе Белгородско-Харьковской наступательной операции.
Танкисты Ротмистрова прорвали вторую полосу обороны немецких войск и с ходу двинулись на Харьков, заставив германское командование понять, что оборона города невозможна. В Харьков наши ворвались 23 августа 1943 года...
Так почти два года боев прошло с того момента, как Ротмистров и Егоров отправились в бой со станции Костерево.
В сентябре 1943 года 5-я гвардейская танковая армия под командованием генерал-лейтенанта Ротмистрова принимала участие в битве за Днепр, в Пятихатской и Знаменской операциях, а также в освобождении городов Пятихатки, Кривой Рог и Кировоград. 20 октября Ротмистрову было присвоено звание генерал-полковника танковых войск.
Оба полководца пережили войну и успешно продолжили службу в послевоенное время. Ротмистров развивал теорию применения танковых войск. Его огромный вклад в развитие военной науки принес ему звания маршала и Героя Советского Союза. А общий перечень наград Ротмистрова огромен.
Генерал Александр Егоров после завершения Великой Отечественной участвовал в советско-японской войне. Потом был на различных командных должностях. Выдающийся уроженец Собинской земли награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Кутузова 2-й степени, Красной Звезды, медалями.
Память требует сохранения.
Сегодня общими силами энтузиастов, местных и региональных властей нужно еще многое сделать для сохранения памяти о создании стальной гвардии России на Владимирской земле. И в районах, по которым прошел боевой путь танкистов. Чтобы помнили и знали об этом как можно больше людей, не только знатоки танковых баталий.
С инициативами в этом направлении выступает подмосковный военный историк, кандидат исторических наук Александр Копылов, автор книги «Боевой путь 18-й гвардейской танковой Минской ордена Ленина Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова бригады». Он действует в согласии с внуками маршала Николая Юрьевича и Натальи Юрьевны Ротмистровых.
В городе Костерево планируют расширить экспозицию историко-художественного музея о формировании воинских частей в здешних военных лагерях. В Собинском районе в память о земляке-генерале предлагают увековечить имя Александра Егорова в названии новой улицы.