- Ольга Николаевна, вы помните свой первый День знаний - как ученица и как педагог?
- Для меня это особый праздник. Я еще в школе мечтала быть учительницей, и эта мечта сбылась. Конечно, я помню свой первый класс, когда в родном Муроме мама за руку проводила меня до железнодорожной восьмилетней школы в стареньком деревянном здании. Была линейка, во дворе высились высокие березы и уже появились желтые листики. Первая учительница Нина Ивановна Нефедова очень добрыми глазами смотрела на нас. Было и волнительно, и интересно. Но когда я пришла первый раз в первый класс в школу № 3 города Мурома как учительница, волнения было гораздо больше. В моем 1 «Г» было 43 ученика! И столько же в каждом первом классе в параллели. Почти никто из детей не умел читать, писать и считать. Многих учеников я хорошо помню и даже узнаю при встрече спустя столько лет.
- В чем разница в школьном образовании, когда вы учились и сегодня?
- Сегодня дети другие, многие с четырех лет читают. При этом владеют смартфонами, знают все опции, где и что найти в интернете. Поэтому сегодня учителю работать сложнее. Важно, чтобы первый учитель привил детям любовь к знаниям и научил учиться: как эти знания находить и осмысливать, даже если это не книга, а гаджет. Но главное, если учитель начальной школы любит детей, всё получится и у него, и у детей. Поэтому на региональном августовском педсовете я говорила, что надо обязательно многому научить самих учителей начальных классов. Повысить их культурный уровень: как нужно одеваться на уроке, какие мероприятия посещать, какую музыку надо слушать. Важно даже умение рисовать. Например, в детстве я рисовать не любила и не умела, но в педагогическом училище (а я окончила сначала педучилище, потом вуз) меня научили владеть и кистью, и карандашом. И я старалась передать это ученикам.
- На областном августовском педсовете какие результаты и планы в сфере образования нашего региона вас наиболее впечатлили? Как мы смотримся в масштабах страны?
- Впечатлило на самом деле все, о чем говорили. В том числе данные мониторинга, который проводится Министерством просвещения: как регионы создают условия для развития базы образования, необходимой, чтобы получать высокие результаты. И наш регион по этому рейтингу оказался на уровне Московской области, опередив другие субъекты Федерации. Очень важную роль сыграл приход в регион Александра Авдеева. Он понимает, что в первую очередь нужно развить экономику, создать новые рабочие места, инвестиционные площадки, повысить среднюю заработную плату. При этом он понимает и то, что без образованных людей мы этого сделать не сможем. А начинать надо со школы.
Меня очень порадовало, что качество образования в регионе повысилось по итогам прошлого учебного года. «Стобалльников» по ЕГЭ, например, больше по сравнению с прошлым годом, а у двух выпускников школ - по 200 баллов. Мы можем много спорить о ЕГЭ, но все-таки это показатель качества образования.
Очень хорошо, что мы развиваем инфраструктуру образования. Участвуем во всех федеральных проектах. Получаем средства из бюджета страны, добавляем региональные. Область подала заявку на капремонт 96 школ. Восемь школ мы строим. Например, благодаря тысячелетию Суздаля удалось доказать, что в древнем городе нужна современная большая школа. Сегодня такое учебное заведение на 1200 мест в Суздале уже вовсю строится. Я бы сказала, это будет образовательный центр для всего города и района. Наши дети должны обучаться в современных условиях.
Хорошо, что в регионе практически в каждом муниципальном образовании появляются «Точки роста», «Кванториумы», IT-кубы. Это развивает детей, помогает им почувствовать вкус к знанию.
- И все-таки явно не хватает внимания изучению физики.
- Это задача, которая поставлена и нашим президентом, и губернатором, - повысить качество обучения математике и физике. Мы уже провели совещание, в котором Александр Авдеев меня попросил принять участие: о том, как нам развивать именно физику в школе.
Я уверена, что еще учитель начальных классов должен привить интерес к математике. Ее тоже можно по-разному преподавать. А дальше - средние классы, и это уже физика. А без физики мы не знаем законы природы. И не всегда можно за партой ее осваивать: можно показать значение физики на природе, в каком-то другом свободном формате. Это лучше запоминается!
- В этом году уже во всех регионах должен заработать институт советников директора по воспитанию. На ваш взгляд, не будут ли эти советники дублировать обязанности заместителя директора по воспитательной работе?
- Это дополнение к системе. Есть один завуч на всю школу, где может учиться даже больше тысячи ребят. Завуч следит за выполнением федеральных программ по воспитанию, а советники по воспитанию нацелены непосредственно на работу с детьми, родителями, учителями. На самом деле я двумя руками «за» таких советников. Раньше в школах были вожатые, которые в том числе занимались этой работой. Меняется время и название должности. Главное - найти на место советника человека, которому это интересно, чтобы он не просто формально выполнял это поручение. Он должен жить этим.
- Педагоги поддерживают появление единого государственного учебника по истории, в который включены разделы о «крымской весне» и СВО. Но готовы ли учителя к таким новшествам? Не опасаются ли они того, что не смогут правильно подать те факты и оценки, которые в новом учебнике заложены? Учителя прошли курс повышения квалификации?
- Я очень рада, что мы возвращаемся к единству образовательного пространства, которое во многом растеряли. Учебники разработали специалисты, они заложили соответствующий материал для осознанного возраста - это десятый, одиннадцатый классы. Действительно, надо правильно объяснять, почему сложилась такая ситуация вокруг России. По всей стране и в нашем регионе силами ВИРО обязательно будет проведено обучение учителей истории по единой программе. Им все покажут, расскажут, ответят на вопросы, вместе обсудят и подумают, как детям преподносить данную тему.
Недавно я встречалась со студентами-историками ВлГУ. И мне ни в чем не пришлось их убеждать, ребята сами преподнесли мне урок патриотизма.
- Если говорить о профориентации, то в школах есть профильные классы для будущих врачей или инженеров, но нет таких же классов педагогического направления. А в школах ведь тоже дефицит кадров.
- Согласна с тем, что в школах нужны такие педагогические классы. И областное министерство ставит такую задачу. Считаю, что надо вводить и целевые направления в вузы и педколледжи для будущих учителей. Чтобы они заключали договоры, по которым потом выпускники отработают определенный срок в городской или сельской школе.
Конечно, надо сделать так, чтобы профессии инженера, конструктора, технолога и учителя снова стали престижными. Важно, чтобы школьники знакомились с профессиями на предприятиях, в конструкторских бюро. Мне нравится, как в этом плане работает наш «Владимирский хлебокомбинат», который часто принимает детей, показывает им производство, объясняет, какие профессии востребованы на современном производстве хлеба.
- Заработная плата учителя привязана к росту зарплат в промышленности. Но заработок учителя складывается не только из окладной части, но зависит и от категории, стажа, нагрузки. Многие педагоги работают на две ставки. Не стоит ли в Совете Федерации задуматься о том, что не на всю сумму зарплаты надо смотреть при составлении статистики, а именно на оклад?
- По заработной плате учителей Совет Федерации работает давно. Сегодня есть поручение президента пересмотреть систему оплаты. Обязательно будут изменения, может быть, еще не в этом учебном году, но Министерство просвещения этим занимается. Мы говорим о том, что оклады низкие и что молодежи в школе много надо отработать, чтобы ту надбавку получить. Минпросвещения должно нам подготовить проект решения о новой системе оплаты труда учителей. Возможно, уже к концу календарного года. Мы в Совете Федерации эту тему держим на контроле.
Ольга Хохлова тепло поздравила зрителей трансляции и наших читателей с Днем знаний. А после эфира мы в редакции еще долго вспоминали с Ольгой Николаевной о школе в нашей жизни.
Видеозапись беседы доступна в группе «Владимирских ведомостей» «ВКонтакте».