Автодорога М-12 строится в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Магистраль пройдет через Московскую, Владимирскую, Нижегородскую области, Чувашию и Татарстан, с продолжением до Екатеринбурга и далее до Тюмени. Автомобилисты смогут сократить время в пути от Москвы до Казани с 12 до 6,5 часов, движение по всем участкам полностью будет запущено в декабре 2023 года. На новой скоростной трассе установлена автоматическая безбарьерная система взимания платы «Свободный поток» по транспондеру или государственному регистрационному номеру транспортного средства. Оплата по транспондеру происходит в момент проезда по участку, а по номеру автомобиля – возможна без штрафа в течение 5 дней с даты поездки.
Во время торжественного открытия губернатор Александр Авдеев рассказал о выгодных сторонах «приобретения» новой трассы для нашего региона. На территории Владимирской области будет организовано пять съездов, которые будут примыкать к действующей дорожной сети. В местах съездов образуются точки экономического роста, уже есть запрос на создание центров логистики и больших индустриальных парков. Авдеев добавил, что благодаря строительству трассы в прошлом году в области объем жилищного строительства вырос почти на 43 процента по сравнению с 2021 годом и впервые составил 1,2 млн квадратных метров жилья.
– Мы находимся в Муроме. У нас уже есть большой запрос на создание здесь крупной индустриальной площадки, уже несколько инвестиционных проектов реализовываются. С точки развития туризма каждый из городов региона становится более доступным и комфортным, потому что вместе с трассой развиваются многофункциональные зоны с хорошими заправками, местами для отдыха. У любого туриста, независимо от того, перемещается он на автомобиле или автодоме, есть возможность остановиться, заправиться, получить сервис и двигаться дальше к достопримечательностям. И это уже повлияет на развитие малого и среднего бизнеса. Мы ожидаем, что туристический поток возрастет в область и вклад в экономику будет очень высокий, – поделился мнением глава региона.
На магистрали «Восток» – пять съездов, которые связывают воедино наиболее интересные с точки зрения гостей города – Владимир, Гусь-Хрустальный, Муром и Суздаль, 1000-летие которого будет отмечаться в 2024 году. Пользуясь случаем, Александр Авдеев пригласил Владимира Путина, который принимал участие в открытии по ВКС, на празднование юбилея города-музея.
Президент уверен, что сделан еще один значимый шаг в модернизации и расширении сети федеральных дорог. От таких качественных, современных автомагистралей, от эффективных маршрутных, транспортных узлов во многом зависит укрепление национальной экономики и промышленности, а в конечном итоге качество жизни граждан, рост деловой и туристической активности. Путин поставил задачу обеспечить мобильной связью и интернетом новые участки:
«И конечно важно, чтобы поездки на уже открывающихся участках были комфортными и безопасными. Для этого их нужно обеспечить устойчивой мобильной связью и интернетом, причём сделать это надо в максимально короткие сроки, а также построить заправки, точки питания и площадки для отдыха».
Жемчужина новой дороги – вантовый мост через реку Оку, который удалось построить на полгода быстрее, чем первый, – всего за 30 месяцев! На объекте трудились в круглосуточном режиме. В пике работало до 1100 человек, свыше 100 единиц техники. Работы не останавливались ни на сутки, даже в новогодние праздники люди трудились, несмотря на тяжелые погодные условия. Разработали конструкции нового и старого мостов петербургские архитекторы, поэтому сооружения создают единый ансамбль, и на первый взгляд очень похожи.
Подрядчику удалось на 20% сократить металлоемкость, и на 30% использование железобетона. Учитывая, что число полос движения в два раза больше, расчетная скорость выше, экономическая эффективность объекта существенно выше по сравнению с уже существующим мостом.
– Это не только объект, который соединяет берега Владимирской и Нижегородской областей, это еще и безумно красиво. Мосты строить – это по большому счету не работа, а искусство! Мы не только транспортную инфраструктуру подтянули, но и создали новый объект для привлечения туристов, – считает Виталий Шмаров, руководитель проекта М-12 «Восток» (4 этап, компания «Автодор»). – Еще в процессе строительства на объекте провели два чемпионата России по велоспорту, прошел этап заплыва на открытой воде. Сам по себе мост, по моему мнению, является объектом будущего исторического наследия. В том числе, это первый мост, на котором впервые была применена отечественная вантовая система. Есть наработки, чтобы полностью заместить ее, несмотря на то, что сейчас локализовано на территории РФ более 50 процентов. В конце этого года или в начале следующего мы выйдем на полное импортозамещение, и Россия станет одной из тройки стран, которая полностью производит все компоненты вантовой системы. Но самые сложные элементы – углы крепления вант, девиаторы уже производятся здесь. Начали рабочую группу по разработке нового каната, который придет на смену существующим поставкам из зарубежных стран.
К слову, при сооружении четвертого пилона русловой опоры, строителям пришлось прибегнуть к нестандартным решениям. Эта часть стояла на критическом пути. Впервые в истории отечественного мостостроения был применили метод непрерывного бетонирования с помощью скользящей опалубки. Этот способ позволил почти вдвое сократить сроки строительства опоры, и в целом мостового перехода. Высота пилона – 90 метров, обе стойки сооружали синхронно со скоростью до двух метров в сутки.
Строительство автомагистрали стало своего рода образовательной площадкой не только для начинающих специалистов, но и опытных инженеров. На объекте регулярно проводили экскурсии для студентов и школьников, преподавателей профильных вузов со всей страны. В будущем проектировщики планируем организовать возле мостов музей транспортного строительства и смотровую площадку.