Как известно, 2023 год указом Президента России объявлен годом педагога и наставника. С целью повышения престижа учительской профессии, вовлечения в нее молодежи и уменьшения излишнего документооборота в работе педагогов в этом году проходит ряд мероприятий. Одно из таких - областное совещание по снижению бюрократической нагрузки на педагогических работников. Владимир Куимов и Наталья Алтыникова рассказали представителям СМИ о его итогах.
Как сообщил Владимир Куимов, в июне этого года в городе Грозном состоялось совещание под руководством Министра просвещения России Сергея Кравцова, на котором был поднят вопрос дебюрократизации системы образования. Спикер пресс-конференции Наталья Алтыникова - автор внесения изменений в федеральное законодательство и эксперт, предложивший комплекс мер по снижению бюрократической нагрузки на учителей.
- Мы пригласили Наталью Васильевну в нашу область, потому что начали разрабатывать специальную программу подбора и подготовки педагогических кадров для наших школ, образовательных учреждений, для всех уровней образования. Эту задачу перед нами поставил губернатор Александр Авдеев на областном ежегодном педагогическом совете. Мы сейчас создаем штаб из заместителей глав органов местного самоуправления, заслуженных учителей, руководителей управлений образования, которые будут давать рекомендации в этом направлении, - заявил заместитель губернатора.
По словам Натальи Алтыниковой, в стране идет активная работа по повышению качества образования. Но учителю необходимо время, чтобы сделать образовательный процесс более интересным.
- Если мы не создадим условия для повышения квалификации учителей, подготовки интересных уроков, не разгрузим педагогов от «бумажной» работы и бюрократической нагрузки, мы никуда не продвинемся. Чтобы повысить качество образования, нам необходимо сначала разгрузить учителя и высвободить его время для главной задачи - работы с детьми, - подчеркнула Наталья Алтыникова.
На федеральном уровне проводится работа по снижению бюрократической нагрузки в сфере образования. В частности, были внесены изменения в закон «Об образовании», создана законодательная основа, которая позволяет принимать меры по снижению бюрократической нагрузки.
- Мы внесли несколько поправок. Они наделили Министерство просвещения правом формировать ограниченный перечень документов педагога, за пределами которого с него никто не может ничего запрашивать. Кроме того, если в образовательной организации внедрен электронный документооборот, то «бумагой» дублировать его не нужно. Если в образовательную организацию приходит запрос, не согласованный с ее учредителем, то его можно оставить без внимания и направить автора запроса к учредителю. То есть образовательная организация вправе сказать «нет». Конечно, это первые шаги, но они уже позитивно воспринимаются в педагогическом сообществе и дают хороший эффект, - прокомментировала Наталья Алтыникова.
Сейчас эту работу взял под личный контроль Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин и поручил Рособрнадзору продвигать дебюрократизацию на всех уровнях образования. По поручению главы федерального правительства создана межведомственная рабочая группа.
- В своей работе мы будем использовать механизм регуляторной гильотины. Назначена дата - 1 марта 2024 года, после которой будет отсечено всё лишнее. Мы как раз определяем, что должно остаться в отчетности. Предварительно подготовили перечень таких документов. Для каждого уровня образования - это четыре-пять документов. Вместе с тем в настоящее время педагоги подготавливают на каждом уровне порядка 40-50 документов. Следующая задача - установить перечень документов, который необходим образовательной организации, чтобы соответствовать всем требованиям и спокойно работать, и чтобы за пределами данного перечня никто ничего не запрашивал. Мы часто видим запросы, которые не определены федеральным законодательством, но нет и правовых рамок, ограничивающих запросы. Наша задача - создать эти рамки, - проинформировала Наталья Алтыникова.
То же самое касается и мониторингов. Ежегодно собираются сотни и тысячи показателей. Необходимо расставить приоритеты относительно той информации, которая реально нужна. В идеале - уменьшение мониторингов до одного-двух с ограниченным количеством показателей. Владимирская область станет пилотным регионом, где будут обсуждаться наполнение отчетности и мониторингов.
И еще: учителя недопустимо нагружать работой, которая не входит в педагогическую деятельность. Это тоже планируется закрепить на законодательном уровне. Предстоит определить и понятие «педагогическая деятельность», чего пока нет в законе «Об образовании», а значит, педагогическую деятельность можно трактовать как угодно.