Экспорт.
Стартовало главное бизнес-событие года с темы про возможности экспорта в нынешней обстановке. Российские бизнесмены поделились личными историями продвижения в азиатских и арабских странах. Например, Антон Беляков из «TechnoNICOL» раскрыл суть партнерства на международном уровне, в частности, с индийскими бизнесменами:
«Любые страны представляют определенную культуру ведения бизнеса. Вопрос: что вы хотите от них и что можете предложить? Нужно иметь человеческий ресурс, чтобы донести до клиента то, что вы хотите. В каждой стране будет своя стратегия поведения с потенциальными партнерами. Умение падать и вставать – важный навык».
Президент ассоциации «Российско-Турецкий диалог» Мария Суворовская обратила внимание на проблеме культурной коммуникации – моменте, который тормозит многие процессы и сделки.
«Пока Россия находится под санкциями, Турция является стратегическим партнером, – уверена спикер. – Весь прошлый год мы быстро формировали связи с турецким бизнесом, работали над привлечением инвестиций. Подписали соглашения с отраслевыми объединениями Турции. Согласно дорожной карте – металлообработка, деревообработка. Есть успешные кейсы. Например, санитарно-гигиеническая продукция, стекольная тара – это турецкие инвесторы».
За год есть несколько проектов, в которые инвестируют турки, они сосредоточены в ЦФО. Основные направления для взаимодействия – энергетика, сельское хозяйство, финансово-банковское дело, туризм, возможные горизонты – образование, спорт, космос и здравоохранение. По итогам 2022 года Турция заняла второе место среди торговых партнеров России. Сейчас цель – достигнуть цифры в 100 млрд долларов -по товарообороту.
Михаил Ляпин создал Сообщество русскоязычных предпринимателей и экспертов в Африке. В числе его проектов финансово-технологический сервис для выдачи кредитов африканскому микробизнесу. Спикер рекомендовал обратить внимание на рынок сельского хозяйства, который мало освоен в Африке. Основными проблемами российских производителей на этом континенте бизнесмен считает неготовность вкладываться в сбыт, боязнь риска, низкий уровень знания английского языка сотрудниками.
Судогодская компания, которая производит теплоизоляционные материалы, в 2020 году стала лучшим экспортером года по региону в номинации «Промышленность». Продукция представлена в странах СНГ. Есть несколько путей достигнуть прогресса в этом направлении. Первый – участие в международных выставках. Второй – появление персонала (представительства) в стране, на рынок которой хотите выйти. Однако здесь компания столкнулась с трудностями в плане трудоустройства сотрудников: «На начальном этапе достаточно дорого нанимать людей с гражданством РФ, что сужает круг кандидатов». И третий путь – аутстаффинг, – оформление персонала в штат подрядчика.
Новые бизнес-партнеры.
Губернатор Александр Авдеев на форуме традиционно подписал множество соглашений о сотрудничестве. К примеру, Камешковский радиоэлектронный завод намерен вместе с китайскими партнерами создать производство по сборке высокотехнологичных линий для монтажа и пайки печатных плат. Компания «Хоум Электро Системс» планирует организовать на площадке в Ковровском районе производство компонентов для холодильной и кондиционерной отраслей. Компания «КЕВ-РУС» намерена построить в областном центре технопарк в сфере радиоэлектронной промышленности и т.п. Также региональные власти подписали инвестиционные соглашения с компаниями «ТехноФрост» ООО «Нит-э-Бит» «РЕД СОФТ».
Иранский инвестор намерен вложить 22,8 млрд рублей в создание производства бытовой техники в Александровском районе, сообщает глава Владимирской области Александр Авдеев в своем ТГ-канале. Проект планируется реализовать в 2023-2030 годах. Передовой иранский производитель бытовой техники готов наладить в 33 регионе выпуск холодильников, телевизоров, стиральных и посудомоечных машин, газовых плит. Будет создано ориентировочно 1200 рабочих мест.
В ходе второго дня работы инвестконгресса состоялось подписание плана мероприятий по реализации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Владимирской области о торгово-экономическом, научно-техническом и социально-культурном сотрудничестве на 2024-2027 годы. О поставках белой жести договорились киржачская компания «Фабрика аэрозолей» и открытое акционерное общество «Белцветмет» – крупнейшая в Беларуси организация, которая специализируется на заготовке и переработке лома и отходов цветных металлов, имеет собственное литейное производство и полностью удовлетворяет потребности промышленных предприятий страны по цветным металлам.
Водный туризм и автопутешествия.
Центральной на форуме стала сессия по туризму, в которой принял участие глава региона. Александр Авдеев объявил, что за 9 месяцев 2023 года туристический трафик во Владимирской области вырос более чем на 20%. Власти активно поддерживают тренд развитием инфраструктуры гостеприимства, помогают муниципалитетам и бизнесу в создании туркодов, новых пешеходных маршрутов, глэмпингов, кемпинговых площадок.
В 2024 году займутся реализацией проектов по водному туризму. В регионе поддержат программу по созданию плавучих домов с автономными системами жизнеобеспечения для круглогодичного проживания – хаусботов. Такой водный «кемпинг» может и стоять в маринах, и двигаться со скоростью 10-15 км/ч. Жилая надстройка по сути является энергоэффективным домом, при этом корпус хаусбота рассчитан на вмерзание в лед. Во Владимирской области области готовы создать небольшой флот таких перевозных ботов.
«Мы испытываем взрывной рост и интерес к водному туризму. У нас не так много много водных артерий – есть Каменка, Нерль, Клязьма, Ока. Как правило сейчас хаусботы – достаточно габаритное сооружение, которое неудобно транспортировать, такая себе квартира на воде. Идея, которую мы сегодня выдвигаем, – это так называемые перевозимые хаусботы. Можно перевозить как и автодом: перемещаться на наземных маршрутах, так и водяных. Это позволит сэкономить время на перемещение в случае, если такой бот будет спущен на воду выше по течению, он спокойно с небольшой скоростью спуститься по реке вниз, а потом на прицепе подняться до точки выше по течению. Есть предприятия, которые это производят в Самаре, Подмосковье, мы хотим создать эту верфь здесь», – отметил Авдеев.
Для любителей автотуризма в области появятся комфортные площадки-стоянки. Одна из них откроется близ Суздаля. Ее площадь составит 114 га и рассчитана она будет более чем на 1000 гостей. В планах провести на этой площадке крупный автотуристический фестиваль «Абунафест».
Также совместно с национальной системой платежных карт «Мир» будет запущен совместный проект – карта туриста Владимирской области. С её помощью гости нашего региона смогут получать бонусы в виде кэшбэка. Бизнесу это позволит увеличить трафик туристов, а гостям – сэкономить, посещая объекты, подключенные к проекту.
По этой же теме дал несколько рекомендаций Николай Валуев, первый заместитель председателя Комитета ГД по туризму и развитию туристической инфраструктуры:
«Владимирская область – один из центров притяжения людей. Это настоящий клондайк для развития практически любых направлений внутреннего туризма. В том числе здесь можно успешно реализовать идею развития водного туризма. Это перспективнейшее направление, которое может принести приличные инвестиции в экономику региона. Речная и озёрная система России огромна. Наши предки передвигались и перевозили грузы, в основном, по воде. Это сложилось исторически, так почему бы не пользоваться тем, что дала нам матушка-природа? Безусловно, соблюдая при этом все нормы природоохранного законодательства и совершенствуя его, развивая инфраструктуру. Сегодня на этом конгрессе мы фактически заявляем о том направлении, которое определенно существовало и в Советском Союзе, существует и сегодня. Но это не централизованное, скорее хаотичное развитие водного туризма, в большей степени на маломерных судах, байдарках, это все прекрасно известно. Хаусботы – это суда, внутри которых человек способен перенести несколько дней путешествия».
Фирменный стиль 1000-летия Суздаля в ходе пленарного заседания презентовал Артемий Лебедев. В основу концепции, разработанной его дизайн-студией, легли традиционные суздальские изразцы. Универсальные детали произвольно комбинируются и брендируют фестивальные сувениры, рекламу, здания и транспорт.
Конгресс как законотворческая площадка.
Владимирский инвестиционный форум может стать полезным в том числе и в законотворчестве. Например, гости могли детально ознакомиться с продукцией креативной индустрии – это вид экономической деятельности по созданию и продвижению уникальных продуктов, обладающих экономической ценностью. В Госдуме прошел первое чтение совершенно новый закон «О развитии креативных (творческих) индустрий», который призван создать благоприятные условия для самореализации граждан на основе использования их творческого и интеллектуального потенциала, и в то же время открыть новые возможности для государства в плане поддержки таких людей.
Председатель Законодательного собрания Ольга Хохлова на сессии «Народные промыслы: традиции, возрождение и развитие туристской маршрутной сети» отметила, что закон депутаты более внимательно изучат в первом чтении, и, возможно, уже ко второму отправят в Государственную Думу от Владимирской области ряд предложений на основе прозвучавших в ходе дискуссии.
Вопросами поддержки хранителей и продолжателей народных промыслов сейчас активно занимаются на федеральном уровне. Буквально неделю назад Госдума приняла изменения в федеральный закон «О народных художественных промыслах». Новая редакция закона увеличила круг участников сферы народных промыслов и расширила направления их поддержки со стороны государства.
Мастера, работающие самостоятельно, а не в организациях, раньше могли оформлять свою деятельность только в качестве ИП. С принятием закона они смогут действовать и как физические лица, применяющие специальный налоговый режим «налог на профессиональный доход».
Еще одна сессия, которую в первый день посетили наши корреспонденты, называлась «Новые сервисы центров занятости населения 2.0 по кадровому обеспечению экономики». Первый заместитель директора Федерального центра компетенций в сфере занятости ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России Олег Шестоперов рассказал, что на старте модернизации службы занятости населения, заинтересованные лица обратили внимание на то, «продуктовый» ряд центров занятости «не богат, особенно для работодателей».
«Существовала только одна государственная услуга по подбору подходящих работников, к ней обращалось узкое число работодателей, поэтому одним из стратегических направлений модернизации стало внедрение сервисной модели. Перейти на индивидуальное обслуживание, решать проблемы клиентов, в частности работодателей, предлагать соответствующее количество уникальных индивидуальных продуктов. Мы назвали их сервисами, чтобы уйти от понятия «государственная услуга». Сервис – это один какой-то результат, полезный и удовлетворяющий одну потребность. Из них можно конструировать соответствующие индивидуальные планы для работодателей», – подчеркнул Шестоперов.
Сейчас в планах разработка порядка 10 отдельных сервисов для работодателей и 50 для трудоискателей. Инвестконгресс стал площадкой для «мозгового штурма», где участники делились идеями для будущего отражения в сервисах.
В перерывах между сессиями гости знакомились с товарами владимирских производителей на масштабной выставке. Здесь были и традиционные народные промыслы, продукция стекольной и швейной промышленности, разные виды пищевой отрасли, сельского хозяйства и другие. Отдельно представили кластер машиностроения.