О том, что в России наиболее популярны отнюдь не только кроссоверы, лучше всего видно по вторичному рынку. Там в топ-10 наиболее востребованных машин нет ни одного вседорожника, только седаны. А лучший по популярности кроссовер – Lada Niva Travel – лишь на 15-м месте. В сегменте новых автомобилей, в котором за 2022 год модельное разнообразие сильно поредело, бал правили как раз вседорожники: они при прочих равных всегда дороже седанов, на них больше зарабатывает производитель. Однако, обильно заполнив авторитейл всевозможными однотипными паркетниками, китайцам пришлось обратить взор и на другие ниши. В итоге во второй половине 2023 года в России вновь активно стала расти доля седанов.
Для многих четырехдверных моделей ноябрь относительно октября был менее успешным в силу общего падения нашего рынка. Доля седанов и визуально подражающих им лифтбеков продолжала постоянно увеличиваться. По итогам ноября их количество увеличилось с начала года почти вдвое больше - до 93 моделей. При этом продажи 13 моделей стали исчисляться сотнями штук ежемесячно, а в лидерах среди иномарок оказались три новичка.
Прежде всего это Changan Alsvin. По нему в ноябре было зафиксировано 872 сделки, а всего за четыре месяца его обладателями стали 3,4 тысячи покупателей. Главный козырь – привлекательная в 1,7-1,8 миллиона рублей цена. По сути, сегодня это самый доступный седан с АКП на нашем рынке. На втором месте Omoda S5 (830 а/м). Он продается уже седьмой месяц, поэтому и общее число сделок (5,3 тысячи) больше, чем у лидера. И наконец, на третьем месте по объемам (734 а/м) оказался Chery Arrizo 8. Это более крупный и более дорогой (от 2,7 миллиона рублей) автомобиль, который претендует на замену большого седана Kia K5.
Прежний многолетний лидер бизнес-класса Toyota Camry (667 машин и 4-е место) будет опускаться теперь все ниже. Отнюдь не потому, что раньше у нас продавали машины, собранные в Санкт-Петербурге, а теперь их привозят с китайских задов Toyota. С введением увеличенных ставок утилизационного сбора цена модели превысила пять миллионов, и ее конкурентоспособность пострадала.
Из-за подорожания наметились проблемы со сбытом и у калининградской Kaiyi E5 (517 а/м) и Changan Uni-V (425 машин). Продавцы стараются вновь поднять их продажи, используя финансовые поддержки. В свою очередь, только что вышедшие на рынок Geely Emgrand (327 а/м) и FAW Bestune B70 (392 а/м) таких трудностей пока не испытывают. А вот прежний лидер сегмента – JAC J7 - сильно теряет в продажах. Похоже, со стартом сборки модели «Москвич 6» (брата-близнеца JAC) часть покупателей приходится отдавать столичной новинке.
За пределами первой десятки «китайцев» оказалось пока значительно меньше. Это Hohgqi H5, Jetta VA-3, Changan Eado и Omoda S5 GT. В этой части рейтинга еще остались места для машин «докитайской» эпохи – Mercedes-Benz S-klasse, Chevrolet Cobalt, Kia K5, Toyota Corolla и двум Hyundai – Elantra и Sonata.
В то же время в сегменте седанов в целом с кратным отрывом продолжает лидировать российская Lada Granta: модели 2190 и 2191 нашли в ноябре суммарно 13,3 тысячи покупателей. Еще 6 265 сделок за месяц пришлось на четырехдверные модификации Vesta. Общая тенденция, несмотря на временное сокращение продаж, очевидна. Рынок особенно тепло принимает седаны до 1,5-2 миллионов рублей, даже если этой цены можно достигнуть только с учетом поддержек дистрибьюторов по trade-in и F&I. Пока, за исключением продукции АвтоВАЗа, в этот диапазон попадают лишь Changan Alsvin, Omoda S5, Jetta VA-3 и Geelly Emgrand. Именно они имеют наилучшие шансы вскоре перейти к дальнейшему росту продаж.
Марина Дембицкая, руководитель «Открытие Авто»:
«Всего в ноябре было реализовано 27,3 тысячи седанов и лифтбеков, а их доля на рынке составила 25,1%. Если и дальше у нас будут появляться новые китайские модели, с которыми марки из Поднебесной будут наращивать масштабы бизнеса в бюджетном сегменте, то доля таких машин в следующем году приблизится к 30%. Кроссоверам придется дешеветь или тесниться».
Топ-20 популярных иностранных седанов* по итогам ноября 2023 г.
*включая автомобили с кузовом лифтбек