«Восстание волхвов» 1024 года.
Отмечая 1000-летие города, как не вспомнить первое упоминание Суздаля в самой древней летописи - «Повести временных лет». Приведем текст, который, собственно, оставил летописец о событиях 1024 года от Рождества Христова (или 6532 года от сотворения мира, как тогда вели летоисчисление).
Запасемся терпением и вниманием, чтобы одолеть этот небольшой фрагмент летописи. Жирным шрифтом выделим ключевые слова и слова, которые важны и вызывают споры историков. И заодно оценим, как трудно историкам понимать древние источники.
«В се же лето въсташа волъсви в Суждали, избиваху старшую чадь къ дыяволю наущенью и беснованью глаголяще яко си держать гобино. Бе мятежь великъ и голод по всеи тои стране. Идоша по Волзи вси людье в Болгары и привезоша жито и тако ожиша. Слышав же Ярославъ волхвы приде Суздалю изъимавъ волхвы расточи, а другым показны, рек сице: «Бог наводить по грехомь на куюждю землю гладом или мором ли ведромь ли иною казнью, а человекъ не весть ничтоже».
Вот один из вариантов перевода на современный русский язык: «В год 6532 (1024)... В этот же год поднялись волхвы в Суздале, избивали зажиточных людей, по дьявольскому наущению и бесовскому действию, говоря, что они держат запасы. Был мятеж великий и голод по всей той стране; и пошли по Волге все люди в Болгарскую землю, и привезли хлеба, и ожили. Услыхав о волхвах, Ярослав пришел в Суздаль; захватив волхвов, одних он отправил в изгнание, а других казнил, говоря так: «Бог посылает за грехи на любую землю голод или мор, или засуху, или иную казнь, а человек ничего не знает о том».
Вникнем в детали! Волхвы — это жрецы языческих культов, которые были еще очень активны в те первые десятилетия введения христианства. Выходит, что из-за возникшего голода волхвы стали избивать «старшую чадь». А вот кого именно, так и не ясно окончательно. То ли это зажиточные люди, то ли вожди. При более подробном описании схожего восстания волхвов 1071 года в Ростовской земле они избивали «старых женщин». В Суздале не ясна половая принадлежность избиваемых.
В советское время историки видели в этом «мятеже» начало антифеодальных восстаний бедных против богатых. Позже эту версию стали опровергать. А историк Игорь Фроянов утверждал, что в летописи «въсташа» означает не «восстали» или «поднялись», а «появились». Получается, что восстания волхвов как такового и не было, а волхвы искали и находили ритуальные жертвы, которые по языческим поверьям были виноваты в неурожае и голоде. Проще говоря, устроили «охоту на ведьм». Есть и такая версия.
Но трудно спорить с тем, что мятеж в Суздале все-таки был серьезный, так что даже самому князю Ярославу, позже прозванному Мудрым, пришлось с ним лично разбираться и репрессировать зачинщиков - волхвов. Кстати, Ярослав был еще с малолетства определен отцом Владимиром Крестителем править в Ростове Великом и хорошо знал эти места.
Ну а самый главный вывод для тех, кто ищет начало истории Суздаля, состоит в том, что в рассказе летописца о «восстании волхвов» идет речь не об основании города, а о важных событиях в уже существовавшем городе. То есть из контекста ясно, что Суздаль возник раньше. А когда?
Версии основания Суздаля.
Споры о возникновении города Суздаля очень давние и обширные.
По венгерским средневековым хроникам - это 80-е годы IX века.
Знаменитый русский историк Татищев датировал начало Суздаля 982 годом и приписывал его Владимиру Святому. Но по сохранившимся летописям, на которые Татищев ссылался, этот год не подтверждается.
В других более поздних версиях русских летописных сводов Суздальская земля впервые упоминается в связи с походом святого князя Владимира в 990 году в сопровождении духовных лиц. То есть речь идет о легендарном походе по утверждению христианства, когда князь Владимир, по данным этих летописей, основал заодно и город Владимир.
О 990 и 997 годах как датах основания Суздаля нашли сообщения на стенах суздальских храмов, но эти надписи относятся примерно к XVII веку.
Один историк увидел 999 год как год первого упоминания Суздаля в «скрытых текстах» под воском в Новгородской летописи. Другой историк, ссылаясь на голодный период на Руси и в Европе, предположил, что восстание волхвов могло быть не в 1024 году, а в 1032-м, а летописец просто ошибся годом. Но голод в Суздальской земле в 1024 году мог быть локальным явлением...
Наконец есть упоминание в летописи о строительстве Суздаля от 1192 года, уже при князе Всеволоде Большое Гнездо, но там, скорее всего, идет речь о новых укреплениях города, которые князь возвел или расширил.
Археологи уточняют.
Однако есть не только письменные источники, но и археологические. И вот по итогам многолетних раскопок ученых из Института археологии Академии наук, под руководством Марии Владимировны Седовой и позже, были найдены важные данные о начале истории Сузаля. Остатки детинца — укрепленного места, которое имеет признаки города, относятся к первым десятилетиям X века. А это на 100 лет раньше, чем восстание волхвов!
В наши дни археологи активно исследуют сельскую округу Суздаля, о чем «Владимирские ведомости» рассказывают ежегодно.
Вот один из выводов археологов о появлении Суздаля и его первых жителях: «Город возник в первой половине X века в центре плодородного ополья. Укрепленному славянскому поселению предшествовал небольшой мерянский поселок. Одновременно с укрепленным городищем возникает сеть сельских поселений... Поселки этого времени крупные (3-4 га) со средней численностью населения около 150 человек. В составе населения были представители как местных финно-угорских племен, так и выходцы славян из северо-западных областей Руси и отдельные представители скандинавов. Суздаль стал центром сельских территорий... При стабилизации на Руси в X - пер. пол. XI в. государственных структур Суздаль принимает на себя функции административно-хозяйственного, военно-политического и ремесленно-торгового центра этой округи».
И все-таки археология пока не дает ответа о точном годе основания города.
Поэтому самым надежным и наиболее широко признаваемым по древним летописям первым упоминанием Суздаля остается рассказ о восстании волхвов в 1024 году. Так что тысячелетие празднуем в этом году.
Наследие волхвов.
Археологи подтвердили, как долго уходили в прошлое языческие обряды и поверья. Оказывается, языческие капища сохранялись в Суздальской земле еще в конце XI века, судя по сведениям жития епископа Исайи. Отголоски язычества звучат в названиях некоторых улиц Суздаля. Раскопав захоронения в некрополе, археологи убедились в устойчивости языческих верований. Суздальцы тогда хоронили покойных головой на запад, почти без всяких сопровождающих вещей — это влияние христианства. Но «само сооружение курганных насыпей, частичное сожжение усопших, следы тризны» - свидетельство пережитков язычества.
А вот еще интересные находки о языческих пережитках - остатки «строительных жертв», когда при сооружении какой-либо постройки в жертву приносили священное животное. Такие жертвоприношения в виде головы лошади археологи зафиксировали в основании конструкций сооружений внутри вала Окольного города Суздаля и около десяти раз - при строительстве жилых домов, особенно в XI-XII веках. А к ХIII веку эта традиция уже исчезает.
Споры о названии.
Не окончены споры и о происхождении названия города. Многие историки видят в слове «Суздаль» финно-угорские корни, от слов «волк» или «смородина». Другие - сторонники славянской версии. Поэтому «расшифровывали» «Суждаль» по-русски как «суженную даль», то есть как бы «даль обетованную». А значит, и само слово Суздаль — женского рода. Или полагали, что здесь князья вершили свой суд, потому и Суждаль...
Что ж, Суздаль не был бы Суздалем, если бы его историю не сопровождали загадки и легенды с самого начала его 1000-летней истории.