3 февраля в 12:01

Владимирцам рассказали, куда жаловаться на навязчивые телефонные звонки

"В последнее время на мой мобильный телефон все чаще стали поступать звонки с навязчивой рекламой. Доходит до того, что несколько раз в день я вынуждена отвлекаться от работы или личных дел и объяснять звонящим, что не нуждаюсь в их услугах. Не брать трубку я не могу, поскольку в силу специфики деятельности мне часто звонят с незнакомых номеров. Как можно с этим бороться?" - спрашивает наша читательница из Владимира. Ей отвечает ведущий юрисконсульт газеты Татьяна Робертовна Сиверская.

В настоящее время актуальной проблемой является навязчивое распространение рекламы. По данным исследования сервиса сквозной аналитики Calltouch около 60% россиян сталкиваются с рекламными звонками регулярно - от нескольких раз в день до нескольких раз в месяц. По результатам ВЦИОМ, большинство россиян (63%) испытывают раздражение от спам-звонков. Так, треть россиян ежедневно получают назойливые рекламные сообщения, а каждый четвертый россиянин получает спам один или несколько раз в неделю. На практике организации и иные рекламораспространители при заключении договора с гражданином включают скрытое условие о согласии на распространение рекламы, на которое граждане вынуждены соглашаться для подписания договора или в силу незнания дальнейших последствий предоставления такого согласия. В договоре не указывается порядок и сроки распространения рекламы, что приводит к «агрессивному маркетингу» со стороны таких рекламораспространителей. Такие действия свидетельствуют о нарушении принципа свободы договора и являются явным введением граждан в заблуждение при заключении договора. Действующим законодательством предусматривается возможность аннулировать такое согласие на распространение рекламы, но оно не позволяет оперативно пресечь такое распространение рекламы и обременяет гражданина соблюдением порядка отзыва такого согласия на распространение рекламы, выраженного в составлении заявления, его отправке и длительном сроке рассмотрения.

Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе телефонной, в отсутствие предварительного согласия абонента на получение рекламных сообщений не допускается. Ответственность за данное нарушение несет распространитель рекламы (часть 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе»).

Антимонопольная служба до обращения с заявлением о рассылке смс-рекламы или поступлении звонков рекламного характера получателям такой информации рекомендует следующее: 

1) внимательно прочитать договор на оказание услуг мобильной связи, заключенный с оператором. Часто в договоре предусмотрено, что, подписывая договор, абонент выражает свое согласие на получение рекламных сообщений, в том числе от третьих лиц. Абонент был ознакомлен и согласен с правилами (условиями) оказания оператором услуг связи; 

2) внимательно ознакомиться с правилами (условиями) оказания услуг связи - оператор обязан разместить такие Правила на своем официальном сайте. Оператор вправе вносить изменения и дополнения в правила без персонального уведомления абонентов об этом. Часто правилами предусмотрено право оператора на рассылку рекламы, в том числе от других компаний; 

3) если ваше согласие на получение рекламы в перечисленных выше документах присутствует, необходимо обратиться к оператору связи с заявлением об отказе получать на свой мобильный телефон рекламные сообщения. Оператор связи без взимания платы с абонента обязан прекратить рассылку рекламных сообщений или поступление звонков рекламного содержания по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование абонента с абонентского номера или уникального кода идентификации, указанных в обращении абонента. Направлять оператору связи или заказчику рассылки обращение следует в письменной форме на имя руководителя компании по почте с уведомлением о вручении или лично передать в офисе представителю компании один экземпляр обращения, второй экземпляр оставить в своем распоряжении, проставив на нем отметку о входящем номере и (или) подпись должностного лица и дату принятия обращения. 

Практика привлечения к ответственности за подобные звонки и sms-сообщения уже существует. Так, например, антимонопольная служба завела на один из банков административное дело, поскольку клиент не давал согласия на рассылку ему рекламных сообщений. Именно согласие абонента является ключевым фактором. Без него sms или телефонный звонок признаются незаконными. Причем сам клиент не обязан доказывать, что согласия на рассылку не давал. Это должны делать распространители рекламы - будь то банк, салон красоты, или автосалон, или оператор сотовой связи. Ну а если никаких подтверждающих бумаг они представить не могут, в таком случае обязаны заплатить штраф. В кредитном учреждении пытались было ссылаться на технический сбой, в результате которого пошла «гулять» рассылка. Уловка не прошла, административное дело было решено в пользу заявителя. Банку был выписан штраф в 100 тысяч рублей. К слову, штрафы с юридических лиц в таком случае немаленькие - до 500 тысяч рублей. И если представить, что на какой-нибудь центр здоровья или салон красоты подали бы иски все участники из списка рассылки, а это могут быть тысячи абонентов, ему легко грозило бы банкротство.

Таким образом, в случае, если спам продолжает приходить, вам прямая дорога в УФАС. В доказательство получения незаконной рекламы к жалобе нужно приложить фотографию дисплея телефона с текстом либо распечатку электронной почты или аудиозапись телефонного звонка. Кроме того, нужна заверенная детализированная выписка от оператора связи, подтверждающая поступление sms-сообщения или звонка. 

Специалисты отмечают, что розыск нарушителей - процесс довольно долгий, но их все равно в конечном итоге находят и штрафуют. Часто процесс осложняется тем, что банки, салоны и многочисленные центры здоровья распространяют рекламу не самостоятельно, а поручают это специализированным структурам.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
21 минуту назад Во Владимирской области начался пилотный проект по "чипированию" коров
19 ноября при поддержке министерства сельского хозяйства и ведущих сельскохозяйственных организаций во Владимирской области стартовал пилотный проект по внедрению российской системы мониторинга молочного стада.
47 минут назад В Муроме чиновница приобрела для сирот жилье в аварийном доме
УФСБ России по Владимирской области во взаимодействии с региональным Следкомом и прокуратурой выявлена противоправная деятельность бывшей начальницы управления образования Муромского района. Женщина приобрела за бюджетны…