13 февраля в 12:33

«Александровская слобода» знакомит посетителей с эмальерным искусством

Фото: пресс-служба музея-заповедника «Александровская слобода»
В домовом храме княгинь и цариц (аутентичное пространство Успенской церкви) открылась камерная выставка «Волшебное стекло». Представленные на ней предметы из фондов музея-заповедника «Александровская слобода» знакомят с развитием древних традиций эмальерного искусства, зародившегося в России еще во времена средневековья. В основном это культовые предметы XVII–XIX веков, в украшении которых использованы различные техники работы с эмалью.

Эта методика была заимствована в XII веке в Византии и получила название «финифть», от греческого слова «фингитис» - «светлый, блестящий камень». Разноцветная палитра, которой декорировали фон, имитировала камни и мозаику, придавая вещам необычайную красоту, сияние и завораживающий блеск. Русские мастера быстро освоили новый для них материал, технику и пошли дальше, доведя ее до совершенства и создавая высококлассные произведения искусства. Православные вещи, украшенные эмалью, демонстрируют целое направление в русской культуре и христианском искусстве, традиции которого развивались на протяжении веков. 

Анастасия Лакиза, научный сотрудник музея-заповедника «Александровская слобода» рассказывает: 

«При Иване Грозном зародилась техника эмали по скани (ажурному плетению из тонких серебряных или золотых нитей). Декор по такому узору оставался излюбленной манерой украшения реликвий и в следующие века. Прекрасный образец подобной работы - миниатюрный венец для иконы XVII в. Нательные кресты XVIII в. украшены эмалью по литью. В XIX в. эту технику широко стали использовать старообрядцы для украшения медных икон и крестов. Ведущими центрами производства художественного литья были мастерские выговского старообрядчества в Поморье (Беломорское побережье, поселения по реке Выг) и Московской губернии. Фон изделий заливали белыми, сине-голубыми оттенками, подчеркивающими рельефы изображений и имитирующими небесную чистоту».

В XVIII веке возникла расписная эмаль. Живописные медальоны с образами святых, евангелистов, Иисуса Христа, Богоматери использовались для украшения церковных предметов, богослужебных книг, нательных иконок. На выставке представлены произведения мастеров Спасо-Яковлевского монастыря из Ростова Великого. В XIX-начале XX века эта обитель считалась одним из главных центров производства расписной эмали как для церкви, так и личного пользования верующих. (Надо отметить, что высокое мастерство умельцев проявилось не только в предметах культа, оно развивалось, причем очень быстро, и стало весьма широко использоваться при изготовлении украшений, аксессуаров, шкатулок и т.д.).

Многие из представленных на выставке вещей попали в музейный зал благодаря реставрации. В «Слободе…» достаточная большая коллекция предметов из эмали, вследствие этого придать презентабельный первозданный вид сразу всей коллекции очень сложно, работа идет поэтапно, и она будет продолжена. Тем не менее, впечатляют и уровень мастерства, и эмальерная палитра предметов из «волшебного стекла». (6+)

Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 16:06 На территории Свято-Рождественского монастыря в центре Владимира сгорел сарай
В воскресенье жители Владимира и туристы наблюдали за огромным столбом черного дыма в самом центре города. Сгорел сарай на территории Свято-Рождественского монастыря.
вчера в 13:47 «Владимирские ведомости» завершают спецпроект, посвящённый 30-летию Заксобрания
Сегодня мы завершаем наш исторический обзор созывов Законодательного Собрания за 30 лет. Текущий VIII созыв был избран в сентябре 2023 года. Его численность увеличилась до 40 человек, при этом изменилась схема одномандат…