3 марта в 12:28

Евфросиния Суздальская: светлый образ из преданий старины глубокой

В год тысячелетия Суздаля невозможно не вспомнить о преподобной Евфросинии Суздальской. Она стала первой из выдающихся женщин, судьбы которых пронизывают всю историю города. Сведения о земной жизни этой православной святой дошли до нас в преданиях, порой противоречащих друг другу. Но есть и бесспорные факты, которые дают основания верующим почитать Евфросинию как святую покровительницу Суздаля.

Из невест в монахини.

Согласно Житию Евфросинии Суздальской, она была старшей дочерью черниговского князя, святого мученика Михаила Всеволодовича. Ее рождение сопровождалось чудесными обстоятельствами. Князь и княгиня имели во сне видение Пресвятой Богородицы, давшей супругам в руки прекрасную голубку. Божия Матерь сказала князю и княгине, что у них родится дочь, которую нужно назвать Феодулией. Так ее и нарекли. Евфросинией она стала после монашеского пострига в Суздале. О воспитании и образовании девочки заботились отец и боярин Феодор. 

А вот как княжна попала в Суздаль? По житию святой, которое было написано триста лет спустя, уже в шестнадцатом веке, монахом Григорием «со слов черноризниц», черниговская княжна Феодулия в 15-летнем возрасте приехала в Суздаль, чтобы выйти замуж за суздальского князя Мину Ивановича. И тут уже начинаются вопросы. Кто же он такой? Не было в то время такого князя по другим источникам. В житии сказано, что Мина был потомком варяга Шимона. Есть мнение исследователей, что он мог принадлежать к боярскому, а не княжескому роду. Но тогда получается, что княжну просватали за жениха с более низким статусом. Что особенно удивительно, если учесть, что младшая сестра Мария вышла замуж за ростовского князя (это надежно подтверждено летописями). 

Неужели старшую сестру из княжеского рода Феодулию выдали всего лишь за боярина? 

Но, главное, потрясло всех то, что жених Феодулии умер прямо перед свадьбой.  И тогда, как сообщает житие, девушка, мечтавшая с детства о монашеской жизни, приняла постриг в Ризоположенском монастыре Суздаля.

Неясно, когда это было точно, как не известен точно и год рождения Феодулии-Евфросинии.

Одни исследователи относят ее появление на свет к началу XIII века. Часто встречается,  на основе догадок, 1212 год рождения, а постриг относят к 1227 году. Но все это вычисления без надежных источников.

Самое удивительное «разногласие» между разными преданиями о юности святой в том, что часто указывается совсем другой жених Феодулии. И это вовсе не варяжский потомок Мина, а старший брат Александра Ярославича Невского князь Феодор (Федор) Ярославич. 

Внезапная кончина 13-летнего Феодора, которого отец Ярослав еще подростком посадил княжить в Новгороде, потрясла современников и летописцев. Юный жених скончался прямо перед свадебным пиром, который должен был состояться в 1233 году. А невестой Феодора должна была стать Феодулия Михайловна Черниговская, которая потом ушла в Суздальской монастырь и стала Евфросинией Суздальский. Об этом рассказано в житии святого Феодора Новгородского. И по предполагаемым годам событий есть явные расхождения.

Но где же в таком случае готовилась свадьба Федора и Феодулии? В Новгороде или в Суздале? Ведь, по наиболее надежным данным, умер и похоронен Федор в Новгороде. Хотя есть предание, что его погребли во Владимире, в Георгиевской церкви… 

Встретилась в литературе и такая версия: что составитель жития святой Евфросинии монах Григорий, пытаясь спустя триста лет объяснить приезд черниговской княжны в Суздаль, просто выдумал «суздальского князя Мину Ивановича» (это имя ранее создания жития нигде не упоминается в летописях). А свадьба Феодулии намечалась с каким-то другим молодым владимиро-суздальским князем, но не состоялась. И княжне ничего не оставалось, как уйти в монастырь… 

Но как же тогда история из жития святого Феодора Новгородского?

Ох уж эти преданья старины глубокой! Столько вопросов они все еще оставляют сегодня, спустя 800 лет после того, как невеста Феодулия стала монахиней Евфросинией.

В Ризоположенском монастыре.

Так или иначе, главный и самый важный факт бесспорен: после неожиданной кончины жениха княжна Феодулия приняла монашеский постриг в суздальском Ризоположенском монастыре и получила имя в честь преподобной Евфросинии Александрийской. В монастыре и спустя триста лет помнили, что молодая монахиня превосходила всех благочестием и мудростью. Вообще, мотив высокой образованности и «учительности» Евфросинии, освоившей грамоту еще в 9 лет, является одним из основных в ее житии. Это отмечается в «Православной энциклопедии».

По житию, Евфросиния проводила жизнь в монастыре в аскетических подвигах и молитвенных бдениях, снискала любовь насельниц обители и горожан. При жизни совершила многочисленные чудеса исцеления. Она побеждала в духовной брани атакующих ее бесов. Она предсказала «великий трус» - землетрясение, отмеченное в Суздале в 1230 году. 

И еще был великий ее подвиг: именно Евфросиния спасла Ризоположенскую обитель во время Батыева нашествия в 1238 году.  По преданию, монахини тогда последовали ее указаниям, которые она получила свыше, а сам монастырь, даже еще тогда не укрепленный, был чудесным образом скрыт от хана Батыя и его войска. И в итоге уцелел, в отличие от самого города Суздаля.  

А также по инициативе Евфросинии был основан отдельный монастырь для «мужатых жен», то есть монахинь из числа замужних женщин. Тот Троицкий монастырь действительно существовал в Суздале. 

Считается, что Евфросиния духовно поддержала своего отца князя Михаила накануне его мученической кончины в Золотой Орде в 1245 году, прислав князю «книгы» (письмо) с увещеванием не выполнять языческих обрядов, но пострадать за Христа. 

И даже она предсказала гибель хана Батыя «в Уграх» (в Венгрии). Правда, это летописное событие относится к числу легендарных. 

Прославление.

Итак, много неясностей в реальной судьбе преподобной. Но бесспорно ее последующее почитание в Суздале. Уже в XVI веке, вероятно мастерицами под руководством Соломонии Сабуровой – первой супруги Василия III - в Покровском монастыре Суздаля был вышит знаменитый покров с изображением Евфросинии Суздальской, датируемый периодом 1526 – 1542 годов.

А позже в том же веке Суздальский епископ св. Варлаам отыскал житие Евфросинии, написал его 2-ю редакцию и существенно дополнил. Епископ преподнес житие царю Ивану Грозному, и на самом «верху» добивался прославления Евфросинии как святой. 

Житие Евфросинии было снабжено миниатюрами. Ими сегодня часто иллюстрируют средневековую историю Суздаля. 

Окончательно канонизация Евфросинии совершилась уже в конце XVII века – в 1698 году -  в лике преподобной. Тогда же состоялось и обретение мощей.

Судьба святых мощей.

А превратности истории в последующем затронули даже мощи святой. Их судьба не менее поразительна и сложна, как и земная жизнь подвижницы.

До 1919 года мощи святой покоились в красивой раке в Ризоположенском соборе. В ее обители! Недаром этот монастырь прозвали еще и Евфросиниевым – в ее честь. Паломничество к мощам святой заступницы Суздаля продолжалось веками. Были всё новые и новые свидетельства чудесных исцелений, которые верующие объясняли помощью святой.

А после революции мощи Евфросинии, как и многих святых, подверглись вскрытию и поруганию. В атеистическом угаре новая власть хотела доказать, что останки святых тленны. 

По акту от 11 февраля 1919 года специальная комиссия произвела осмотр и вскрытие раки с мощами Евфросинии. Потом они находились в антирелигиозном отделе Суздальского музея. Когда началась перестройка, 16 ноября 1988 года их передали в единственную действующую тогда в Суздале церковь Константина и Елены (Цареконстантиновскую). Но и там мощи не обрели покоя. 

Вскоре настоятель этой церкви скандально вышел из подчинения Московскому патриархату и позже возглавил Российскую православную автономную церковь (РПАЦ). Спустя годы духовенство РПАЦ перенесло мощи Евфросинии в свой Иверский синодальный храм. 

И только в 2015 году, после многолетних судебных тяжб, мощи преподобной Евфросинии Суздальской вернулись в собор Ризоположенского монастыря. Их изымали принудительно судебные приставы! 

Получилось так, словно преподобная Евфросиния и после кончины осталась непосредственной свидетельницей событий, волновавших жителей Суздаля спустя века после того, как она, первая в ряду суздальских подвижниц православия, завершила свой земной путь.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
23 минуты назад Борьба за выплаты бывшим сотрудникам компании ООО «ОКТО» продолжается
Глава администрации города Владимир Дмитрий Наумов сообщает о том, как решается проблема с выплатами, которые ушедший с рынка перевозчик ООО «ОКТО» задолжал работникам.
час назад Житель Юрьев-Польского нашел кошелек и потратил из него 90 тысяч рублей
Пресс-служба УМВД России по Владимирской области напоминает о том, что берущие чужое становятся фигурантами уголовного дела. Так и произошло с 52-летним местным жителем. Он нашел кошелек в одном из магазинов и не стал ис…