После январского провала, когда из бизнеса традиционно выпадает почти вся первая декада месяца, активность продавцов и покупателей в феврале была явно выше. Все вошедшие в топ-20 бренды отличились положительной динамикой, а Kia, Volkswagen, Renault, BMW, Mercedes-Benz, Audi и «Окa» смогли показать рост в 20-26%, то есть даже выше, чем в среднем по рынку (18%).
К шестизначным значениям (113 608 а/м, + 16% к январю 2024 г.) вернулись объемы продаж у Lada. Но лидером в этом семействе по-прежнему остается техника, разработанная еще в СССР времен Леонида Брежнева, – ВАЗ-2107 (10 432 а/м, +22% к январю 2024 г).
По марке Toyota состоялось 44,6 тысячи сделок (+12%), по Kia – 27,3 тысячи перерегистраций (+25,6%). Надо отметить, что именно корейский бренд стал в феврале лидером по динамике роста среди всех марок. Благодарить нужно прежде всего поклонников Kia Rio: эта всегда популярная на рынке малолитражка в последний зимний месяц смогла настолько развить успех, что вернула себе звание бестселлера в абсолютном зачете моделей - 10 964 а/м (+35% к январю 2024 г).
В свою очередь в первой десятке марок изменение всего одно. В топ-10 вернулась BMW (12,7 тысячи машин, +21%), которой там не было с 2021 года. Новых владельцев нашли 2,9 тысячи баварских «пятерок» (+17%) и 2,3 тысячи (+29%) вседорожников Х5.
А вот Honda (12,6 тысячи, +11%), наоборот, опустилась на ступеньку ниже и выбыла из «десятки». Недостаток этих машин в нашем авторитейле неизбежно сказывается и на «вторичке». Постепенно уходит со сцены уходит и Ford (13,4 тысячи а/м; + 12,7%), динамика роста которого значительно хуже рынка. Локомотив марки, Focus, крепкий и относительно неприхотливый, продолжает неплохо перепродаваться, однако в феврале по таким машинам с 8,1 состоялось всего тысячи сделок, на 13% меньше, чем год назад.
Автомобили всех остальных популярных брендов из Германии, Кореи, Франции, Чехии и Японии сохранили свои места в топ-20. Показательно, что в России продолжают бойко и по несколько раз перепродаваться видавшие виды автомобили марок Daewoo, Opel и SeAZ («Ока») – по 5-8 тысяч сделок в месяц. В то же время прежде очень популярные машины марки Lexus (4,2 тысячи а/м) в феврале отметились самой скромной динамикой (9,6%) и были близки к тому, чтобы покинуть топ-20.
И наконец, в китайском сегменте, напротив, царило оживление. В целом за февраль новых владельцев нашли в России 13,9 тысячи машин из Поднебесной, в 1,6 раз больше, чем в январе (8,8 тысячи а/м), а доля рынка увеличилась с 1,9% в январе до 3,1% в феврале. При этом марки Chery (3,8 тысячи сделок, +26%) и Geely (3,4 тысячи, +40%) имеют все шансы еще до конца весны получить прописку в «двадцатке». Сделки с машинами этих брендов продолжают активно поддерживаться на рынке официальными импортерами. Также положительную роль играет факт того, что эти «китайцы» уже так или иначе продаются у нас без малого два десятка лет. За счет неплохих продаж новых машин в прошлом все еще заметен на «вторичке» и Lifan, по которому состоялось почти полторы тысячи сделок в феврале. В топ-10 лучших китайских марок можно также увидеть Haval, Great Wall, Changan, Exeed, BYD, Omoda и FAW.
С российскими автомобилями состоялось 128 тысяч сделки (28,5% рынка), с японскими – 113,2 тысячи (25,2%). Автомобили немецких марок выбрали 61,3 тысячи клиентов (13,7%), корейских – 59,5 тысячи (13,3%).
Марина Дембицкая, руководитель «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие», входит в группу ВТБ):
«В марте рынок ждет традиционное весеннее оживление, и относительно февраля мы наверняка увидим прибавку 15-20%. В то же время такие факторы, как непрекращающийся рост средней цены автомобилей с пробегом и дорогие кредиты, по-прежнему оказывают свое негативное влияние на авторитейл. В этом свете хотя бы приблизиться к результатам марта 2023 года, когда вторичный рынок показал небывалый рост до 573 тысяч сделок, сейчас будет затруднительно. С того момента курс национальной валюты изменился с 76 до 91 рубля за доллар, а ставка рефинансирования ЦБ увеличилась более чем двукратно».
Топ-20 популярных марок среди а/м с пробегом в феврале 2024 г.
Марка | Февраль 2024 | Январь 2024 | Февраль 2024 / Январь 2024 | |
1 | LADA | 113608 | 97595 | 16,4% |
2 | Toyota | 44559 | 39787 | 12,0% |
3 | Kia | 27272 | 21717 | 25,6% |
4 | Hyundai | 22122 | 18669 | 18,5% |
5 | Nissan | 21018 | 17679 | 18,9% |
6 | Volkswagen | 20384 | 16442 | 24,0% |
7 | Renault | 15794 | 12896 | 22,5% |
8 | Chevrolet | 14389 | 12250 | 17,5% |
9 | Ford | 13366 | 11859 | 12,7% |
10 | BMW | 12667 | 10460 | 21,1% |
11 | Honda | 12595 | 11369 | 10,8% |
12 | Mercedes-Benz | 11351 | 9406 | 20,7% |
13 | Mitsubishi | 10478 | 9064 | 15,6% |
14 | Škoda | 9880 | 8329 | 18,6% |
15 | Mazda | 9099 | 8022 | 13,4% |
16 | Daewoo | 8449 | 7244 | 16,6% |
17 | Opel | 7979 | 6948 | 14,8% |
18 | Audi | 7486 | 6259 | 19,6% |
19 | SeAZ | 4749 | 3891 | 22,1% |
20 | Lexus | 4216 | 3848 | 9,6% |
Топ-10 китайских марок по продажам а/м с пробегом в феврале 2024 г.
Марка | Февраль 2024 | Январь 2024 | Динамика | |
1 | Chery | 3834 | 3047 | 25,8% |
2 | Geely | 3375 | 2409 | 40,1% |
3 | Haval | 1603 | 1260 | 27,2% |
4 | Lifan | 1472 | 1395 | 5,5% |
5 | Great Wall | 802 | 714 | 12,3% |
6 | Changan | 517 | 419 | 23,4% |
7 | Exeed | 423 | 373 | 13,4% |
8 | BYD | 366 | 290 | 26,2% |
9 | Omoda | 217 | 192 | 13,0% |
10 | FAW | 195 | 158 | 23,4% |