Доля «молодых» автомобилей в структуре затрат резко снизилась
Россияне стали тратить меньше денег на автомобили в возрасте до 5 лет. Так, в конце зимы на них ушло 116,6 млрд рублей, что составляет 25,7% от общей суммы. При этом в феврале 2023 года их доля в финансовой емкости была равна 32,6%. Иными словами, за год она сократилась с одной трети до четверти.
В то же время заметно выросла доля трат на «старые» машины (от 10 лет и старше) – с 35,2% (в феврале 2023 года) до 41,2% (в феврале 2024). В настоящее время на них было потрачено 187 млрд рублей. Оставшиеся 150,7 млрд рублей ушли на автомобили в возрасте от 5 до 9 лет включительно. За год их доля немного увеличилась — с 32,2% до 33,2%.
Затраты на покупку китайских автомобилей растут сильнее других
«Китайцы» снова показали самый лучший рост в разрезе финансовой емкости рынка. В последний месяц зимы нынешнего года жители РФ купили 11,2 тыс. б/у китайских автомобилей на сумму 15,3 млрд рублей. При этом в деньгах «китайцы» в 2,5 раза к февралю 2023 года. Впрочем, их доля в структуре затрат на «вторичке» пока остается наименьшей – 3,4%. Но это уже вдвое больше, чем год назад (1,6% в феврале 2023 года).
Лидерство по затратам сохраняют подержанные машины европейских и японских брендов. В феврале на покупку «европейцев» было потрачено 163,6 млрд рублей, а на «японцев» – 143,2 млрд рублей. Как итог, суммарно это составило порядка 70% от всей суммы денег. Покупка автомобилей с пробегом корейских марок обошлась в 65,4 млрд рублей, российских – в 40,6 млрд рублей, американских – в 25,7 млрд рублей.
По объемам рынка лидируют б/у машины отечественных марок. В конце зимы они были куплены в количестве 112,2 тыс. единиц. На втором месте – подержанные автомобили японских брендов (105,8 тыс. шт.), которым уступают европейские марки (87,9 тыс. шт.). За ними следуют «корейцы» и «американцы» (50,5 тыс. и 29,8 тыс. шт. соответственно). Замыкают рейтинг «китайцы» (11,2 тыс. шт.).
На кроссоверы и внедорожники с пробегом тратится втрое больше, чем на машины В-класса
Сегмент SUV остается крупнейшим по затратам на вторичном рынке. На подержанные машины В-класса россияне потратили в феврале 73,3 млрд рублей, а на SUV – 221,9 млрд рублей, т.е. в 3 раза больше. Таким образом, на долю б/у кроссоверов и внедорожников пришлось около половины (48,8%) всей финансовой емкости вторичного рынка. При этом автомобили В-класса с пробегом лидируют в абсолютном выражении: в феврале россияне приобрели их в количестве 146,2 тыс. единиц. А объем покупок подержанных SUV составил 102,4 тыс. штук.
Среди других сегментов следует обратить внимание на б/у автомобили С- и D-класса (49 млрд и 42,5 млрд рублей соответственно), доля каждого из которых превысила 5%. У остальных она находится ниже этой отметки, а в денежном выражении составляет менее 25 млрд рублей.
«После традиционного январского спада показатель финансовой емкости вторичного рынка снова вернулся на уровень, превышающий 400 млрд рублей. Напомним, что в феврале россияне потратили на покупку легковых автомобилей с пробегом почти 455 миллиардов. Это пока не дотягивает до «передовых» результатов ноября – декабря прошлого года (480 – 490 млрд рублей). Однако при сохранении текущей тенденции в ближайшие месяцы финансовая емкость рынка может не только достичь их, но и преодолеть отметку в 500 миллиардов, т.е. вернуться к показателям, близким к рекордным», – объясняет руководитель «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») Марина Дембицкая.
«В отличие от рынка новых автомобилей, где лидируют кроссоверы и внедорожники, на вторичном рынке они пока уступают по популярности машинам В-класса. Но за счет более высокой средневзвешенной цены сегмент SUV первенствует в структуре финансовой емкости. Особую роль ценового фактора мы видим и в целом по рынку легковых автомобилей с пробегом: если в абсолютном выражении он вырос в феврале лишь на 1% (к февралю 2023), то в денежном – сразу на 19%», – отмечает исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов.
*Финансовая емкость — сумма денег, которую в общей сложности потратили россияне на покупку подержанных легковых машин за отчетный период. Рассчитана на основе средней цены предложений по легковым автомобилям с пробегом и их объема покупок за отчетный месяц.