Земство.
Корни прямого участия народа во власти можно увидеть еще в древнерусском вече — в Великом Новгороде и на Ростово-Суздальской земле в давние века.
Однако народное представительство во власти, продолжающееся и сегодня, было учреждено в ходе земской реформы императора Александра II в 1864 году.
Государь-реформатор положил начало выборным органам управления в России — земствам. «Земство» - слово старинное, но теперь оно стало относиться к бессословным органам, избранным на уровне уездов и губерний.
Земское собрание губернии формировалось не прямыми выборами.
Сначала избирали гласных (так тогда называли депутатов) в уездные земства по трем куриям: землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ. А потом уже члены уездных земских собраний выбирали «губернских земских гласных», составлявших губернское земское собрание.
В качестве постоянно действовавшего аппарата избирались соответственно уездные и губернская земские управы. Губернская - в составе председателя и шести членов. Председателя утверждал министр внутренних дел.
Владимирское губернское земское собрание провело первое заседание 21 мая 1866 года в здании Дворянского собрания.
Председателем собрания стал губернский предводитель дворянства Михаил Ильич Огарев. В числе 70 гласных насчитывалось 48 дворян и чиновников, 11 купцов и почетных граждан, 1 священник и 5 крестьян.
Земства не могли вмешиваться в политические дела, а занимались вопросами местного значения: строительством дорог, школ, больниц, культурным развитием, статистикой, краеведением и т.д.
«Положение» от 1 января 1864 года не разграничивало точно круг деятельности земских и правительственных учреждений. Земства стремились расширить сферу своей деятельности. Многочисленные ходатайства земств касались практически сфер местного управления: налогообложения, управления образованием, медициной и многих других.
Губернатор как представитель царской власти часто опротестовывал ходатайства губернского земства.
Однако постепенно бюджет земства рос. Подсчитано, что только за первые 25 лет существования земства около 2 тысяч человек в губернии приобрели опыт работы по решению местных хозяйственных и культурных проблем.
К явным достижениям земств относят сегодня становление и развитие земской медицины. По сути, именно земства создали дореволюционную систему здравоохранения и на местах, и в губернском центре — от фельдшерских пунктов до больниц.
Велик вклад и в развитие системы народного образования. Земства платили жалованье учителям, выделяли средства для ремонта старых школьных помещений, строили новые школы. По инициативе земства во Владимирской губернии было открыто около 200 сельских училищ. Именно губернское земство открыло во Владимире женскую гимназию. Так что земские учителя, как и врачи, тоже сегодня стали легендарными!
После февральской революции 1917 года при выборе форм новой власти Временное правительство сделало ставку именно на земства и назначило председателей губернских и уездных земских управ своими комиссарами на местах. Расширились права земств в области руководства народным образованием. К новым функциям отнесли и заведование милицией.
Новые земства должны были заложить основы парламентаризма в России. Но разработка реформы затянулась. Земства, выбранные осенью 1917 года на основе всеобщего избирательного права и вобравшие в себя полувековой опыт деятельности местных органов самоуправления в России, могли стать опорой демократической власти на местах и базой парламентарного устройства в России. Но не стали.
Советы.
Альтернативой земствам стали быстро набравшие после февральской революции силу Советы депутатов. Основной запрос на создание Советов шел от рабочих, солдат (шла мировая война) и крестьян.
Уже 3 марта 1917 года прошли выборы в Совет рабочих депутатов в Иваново-Вознесенске. Представители крестьянства раньше других рабочих и солдат провели 14-17 мая свой первый общегубернский съезд, на котором был избран губернский крестьянский Совет. 8 июня был создан губернский Совет солдатских депутатов. Только со второй попытки - 6 октября 1917 года - удалось избрать губернский Совет рабочих депутатов.
Тогда же началось объединение Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. На губернском уровне оно завершилось 24 декабря 1917 года. В первом объединенном губернском Совете насчитывалось 62 депутата и 27 кооптированных членов Совета. В состав губисполкома было избрано 15 человек.
В 1917 году земства и Советы Владимирской губернии вели вполне мирное сосуществование. В первые месяцы после Октября на местах даже складывались советско-земские коалиции. Однако уже в январе-феврале 1918 года были приняты решения о ликвидации земств и замене их Советами.
В 1917-1929 годы существовал губернский, а с 1944 года - областной Совет депутатов трудящихся. С 1978 года и до ликвидации в 1993 году он назывался Советом народных депутатов.
Перерыв в истории регионального органа представительской власти с 1929 по 1944 год продлился от ликвидации губернии до создания Владимирской области.
Пересказывать историю Совета народных депутатов — все равно что пересказывать историю СССР. Недаром это была эпоха Советской власти.
Однако при всех достижениях Советов по сравнению с земствами в обеспечении народовластия действовали они в жесткой системе взаимодействия всех органов государственной и партийной власти. И характеризовались однопартийностью. Конечно, старшее поколение привыкло к выборам в Советы, которые выглядели как народный праздник. Но голосовали тогда за «блок коммунистов и беспартийных». Главное отличие Советов от классических парламентских органов власти было в недостаточно четком разделении властей.
В годы перестройки Советы постарались демократизировать. Появились и другие партии, кроме КПСС. Однако очень многолюдный 21-й созыв областного Совета в 1990 году стал последним. В Совет тогда вошли де-
депутаты, избранные в 200 округах области! В политику пришло много новых людей...
Именно тогда как признак самостоятельности областного Совета был в 1990 году создан его печатный орган — газета «Владимирские ведомости».
Однако расхождения в определении путей дальнейшего развития страны привели к конфронтации между деятелями представительной и исполнительной власти на федеральном уровне. Дело дошло до роспуска Съезда народных депутатов России, а затем в 1993 году и Верховного Совета Российской Федерации.
Постановлением нового главы администрации Владимирской области, назначенного центром, от 12 октября 1993 года деятельность областного Совета народных депутатов была прекращена.
Законодательное Собрание.
После разработки и принятия новой Конституции России был создан новый орган представительной власти - Законодательное Собрание Владимирской области, действующее и поныне. Первое его заседание состоялось 11 апреля 1994 года.
Тридцатилетняя история нашего регионального парламента и его созывов достойна подробного рассказа на страницах «Владимирских ведомостей» в этот юбилейный год. Следите за нашими публикациями!