Представительная власть в России после принятия Конституции 1993 года начала новый этап развития и на федеральном, и на региональном уровнях.
12 декабря 1993 года всенародным голосованием принята Конституция Российской Федерации. А уже 13 января 1994 года вышло постановление администрации Владимирской области № 5 «Об избрании представительного органа власти Владимирской области». В этом документе областной представительный орган был назван областной Думой.
Конечно, в этом старом-добром названии — Дума — видели тогда историческую преемственность с истоками российского парламентаризма до 1917 года.
Выборы во Владимирскую областную Думу I созыва состоялись 27 марта 1994 года.
Количественный состав по числу тогдашних только одномандатных избирательных округов был определен в числе 21 депутата. Но в округе №5 выборы не состоялись из-за низкой явки. И в первый созыв вошли 20 народных избранников.
Понятно, что первый созыв отразил особенности переходного момента в государстве. Ведь даже важнейшие федеральные законы еще только вырабатывались, когда представительные органы уже были сформированы.
На составе областной Думы отразился период, когда еще только формировалась система разделения властей. Сегодня уже трудно представить депутатский мандат у представителя областной или муниципальной власти. А тогда было так. В первый избранный депутатский корпус вошли шесть работников образования и здравоохранения, шесть директоров промышленных предприятий, один сотрудник правоохранительных органов, один — представитель инженерно-технических работников и шесть представителей исполнительных органов власти. В том числе - четыре главы местных администраций из городов Кольчугино, Муром, Вязники и Гусь-Хрустального района, а также два заместителя главы администрации области.
Первое заседание нового законодательного органа области состоялось 11 апреля 1994 года. На нем были избраны председатель и его заместитель, образованы постоянно действующие комитеты. А также принято решение о смене названия представительного органа. Он стал называться Законодательным Собранием Владимирской области.
Партийный расклад в созыве выглядел политизированным, в полном созвучии с тем сложным периодом середины 90-х годов в стране.
Первым председателем Законодательного Собрания был избран Николай Владимирович Виноградов.
Поначалу председатель и другие освобожденные работники размещались в одном 15-метровом кабинете.
- Условия работы первых двадцати депутатов, избранных всего на два года, были спартанскими – небольшая аудитория на 6-м этаже белого дома и минимальный набор оргтехники. А задачи стояли грандиозные – с чистого листа выработать внятные правила игры для всех ветвей местной власти в новых условиях. Тот двухлетний период был очень насыщен различными событиями, дискуссиями. Но как-то получилось, что не было розни. Путем убеждения, доводов нам как-то удавалось находить общие позиции, и большинство документов проходило, - вспоминает Николай Владимирович Виноградов.
Заместителем председателя стал Евгений Павлович Ильюшкин. В 1995 году на этом посту его сменил Александр Михайлович Синягин.
В составе Законодательного Собрания было образовано и действовало четыре постоянных комитета:
- комитет по собственности и экономической реформе - председатель Сергей Константинович Князьков из Мурома, начальник отдела охраны «Муроммашзавода»;
- комитет по бюджетной и налоговой политике - председатель Евгений Павлович Ильюшкин, начальник Владимирского троллейбусного управления;
- комитет по социальной политике - председатель Юрий Александрович Леонтьев, замдекана механико-технологического факультета Владимирского политехнического института;
- комитет по вопросам местного самоуправления, законности и правопорядку — председатель Олег Петрович Руденко, начальник штаба УВД г. Александрова.
Значительная доля представителей исполнительной власти в первом созыве Заксобрания свидетельствовала и о том, что жители доверяли должностным лицам областной и местной исполнительной власти представлять свои интересы на региональном уровне. Однако из-за такого совмещения у части депутатов членства в двух ветвях власти едва не возник областной «парламентский кризис». Осенью 1995 года вышли федеральные законы, запретившие представителям исполнительной власти совмещать государственную и муниципальную службу с депутатской деятельностью. Законодательному Собранию пришлось пройти через судебные тяжбы (вплоть до Верховного суда РФ), чтобы деятельность ЗС в 1996 году считалась легитимной. Более того, срок работы созыва удалось законно продлить на несколько месяцев. Так, избранный в марте 1994-го на два года депутатский корпус проработал дольше на несколько месяцев — до декабря 1996 года.
Первому созыву Законодательного Собрания пришлось с нуля нарабатывать законодательную базу по представительным органам местного самоуправления. Процесс разработки и принятия уставов муниципальных образований региона шел, конечно же, при поддержке Законодательного Собрания. Депутаты ЗС обеспечили и проведение выборов глав местного самоуправления.
Впервые был создан аппарат Заксобрания, первым руководителем которого стал Юрий Матвеевич Федоров.
Первый созыв менее чем за два года полномочий провел 62 заседания и рассмотрел более 800 вопросов.
В течение I созыва с апреля 1994-го по декабрь 1996 года депутаты приняли 55 областных законов. В том числе:
- Регламент Законодательного Собрания;
- Закон «О статусе депутата Законодательного Собрания Владимирской области»;
- Закон «О Законодательном Собрании Владимирской области»;
- Закон «О порядке отзыва депутата Законодательного Собрания Владимирской области»;
- Закон «О порядке организации и проведения референдума на территории Владимирской области»;
- Закон «О выборах главы администрации Владимирской области»;
- Закон «О статусе депутата представительных органов местного самоуправления»;
- Закон «Об основах организации деятельности старост сельских населенных пунктов Владимирской области»;
- Закон «О выборах глав местного самоуправления»;
- Закон «О регистрации уставов муниципальных образований на территории
Владимирской области»; - Закон «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления на территории Владимирской области».
- Одним из важных решений стало и создание Счетной палаты.
- Именно первый созыв принял решение об увеличении численности депутатского корпуса и срока последующих созывов Законодательного Собрания.
- 23 августа 1996 года депутаты внесли изменения в Закон «О Законодательном Собрании Владимирской области» и установили, что в ЗС будет 37 депутатов, а срок их полномочий расширен до четырех лет. Новая схема нарезки избирательных округов позволила ликвидировать перекос в числе избирателей, который был на первых выборах в 1994 году; и создать более работоспособный по численности областной представительный орган.