В декабре 1996 года в областное Законодательное Собрание жители региона избрали впервые 37 депутатов по одномандатным округам на четыре года. Вспомним, что в I созыве 1994-1996 годов насчитывалось 20 депутатов, а комитетов удалось создать всего четыре.
Именно второй созыв стал проводить пленарные заседания в гербовом зале, то есть в ныне уже привычной 630-й аудитории областного «белого дома». Только тогда она была оформлена совсем иначе, чем сейчас, а депутаты заседали за большим круглым столом.
Депутатский корпус второго созыва сильно изменился не только количественно, но и персонально. В него вошли руководители областных предприятий, больниц, учебных заведений, правоохранительных органов, печатных СМИ. Из депутатов первого созыва во второй были избраны только трое - Александр Синягин, Анатолий Воронов и Виталий Елисеев. Позже Анатолий Воронов бы избран мэром Коврова, а депутат по 11-му округу Михаил Иванов стал главой администрации Суздальского района. В Заксобрании их сменили по результатам довыборов Игорь Трифонов и Александр Горшков.
Стоит вспомнить, что немало депутатов первого созыва перешли на различные видные посты. Председатель ЗС первого созыва Николай Виноградов в декабре 1996 года стал главой администрации области, руководитель аппарата ЗС Юрий Федоров - его первым заместителем, госсекретарем. Сергей Соколов получил должность полномочного представителя Президента РФ во Владимирской области, а в дальнейшем работал председателем Фонда социального страхования области. Евгений Карпов возглавил региональную энергетическую комиссию, позже стал вице-губернатором по вопросам энергетики, транспорта и строительства. Олега Руденко избирали мэром Александрова. Юрий Леонтьев работал в администрации города Владимира. И так далее.
На первом заседании второго созыва 27 января 1997 года депутаты избрали председателя, двух его заместителей и образовали семь комитетов.
Председателем ЗС второго созыва стал Виталий Яковлевич Котов.
Заместителями председателя второго созыва были избраны Анатолий Владимирович Бобров и Александр Михайлович Синягин.
Сформированы комитеты:
- по бюджетной и налоговой политике - председатель Владимир Николаевич Киселев;
- по экономической политике и собственности — председатель Михаил Юрьевич Соловьев;
- по вопросам земельных отношений, аграрной политики и природопользованию - председатель Николай Иванович Чукин;
- по законодательным предложениям и законности - председатель Владимир Ильич Антропов;
- по труду и социальной политике - председатель Михаил Владимирович Волосов;
- по вопросам здравоохранения, образования, науки и культуры - председатель Наталия Александровна Королева;
- по вопросам государственного устройства и местного самоуправления - председатель Алексей Вениаминович Андрианов.
- Если рассматривать второй созыв, тогда преобладали вопросы стабилизации социально-экономического развития области. Вот на этих делах мы и концентрировали, прежде всего, свое внимание, - поделился воспоминаниями Виталий Котов, председатель ЗС в те годы.
Поэтому тот созыв запомнился целым блоком экономических законов, способствовавших оживлению производственной деятельности. Среди них: областные законы «О государственной поддержке малого предпринимательства», «Об основах промышленной политики Владимирской области», «О прогнозировании и программах социально-экономического развития Владимирской области», «О государственной поддержке предприятий легкой и текстильной промышленности», «О государственном регулировании агропромышленного производства во Владимирской области» и другие. Приняты были и законы, стимулирующие привлечение инвестиций в регион.
Тогда уже ясно обозначился приоритет социальной политики в работе областного парламента.
Было принято более 30 областных законов, регулирующих отношения в социальной сфере. В их числе: «О социальном партнерстве», «Об оплате труда приемных родителей», «О стандарте социальной нормы площади жилья во Владимирской области», «О надбавках к должностным окладам отдельным категориям работников культуры и искусства Владимирской области» и другие.
И конечно, продолжалась установка баланса между законодательной и исполнительной ветвями власти. Ярким примером этой работы в сфере финансов стал Закон «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе Владимирской области». Он способствовал обеспечению прозрачности областного бюджета.
Именно при втором созыве, 1 февраля 1997 года, реально заработала Счетная плата области, образованная еще по решению первого созыва, который принял в 1995 году Закон «О Счетной палате Владимирской области». Первым председателем Счетной палаты второй созыв утвердил Виктора Дмитриевича Чечеткина, который работал в этой должности до 2011 года. В годы первого созыва Виктор Дмитриевич возглавлял группу консультантов в аппарате ЗС.
И вся эта многогранная работа депутатов шла на фоне преодоления трудностей 90-х годов. Тем, кто помнит, тому рассказывать не надо! Детские пособия не выплачивались более двух лет. Около 100 тысяч жителей области признали себя жертвами рухнувших «финансовых пирамид». «Дефолт» 1998 года повлек за собой резкий рост безработицы, угрозу дальнейшего падения жизненного уровня граждан.
И депутатам Заксобрания удалось внести вклад в рост объема промышленного производства, ликвидацию задолженности по пенсиям, решение острых проблем с зарплатами бюджетников.
А как не вспомнить про Закон «Избирательный кодекс Владимирской области»! Он потом пережил так много изменений. А был принят впервые во втором созыве.
Среди приоритетных направлений работы Законодательного Собрания была и организация местного самоуправления.
Тесное сотрудничество депутатов областных и муниципальных тоже закладывалось тогда. Под эгидой Законодательного Собрания прошли три областных съезда депутатов всех уровней. Наладилось взаимодействие с коллегами из местных Советов в процессе разработки законопроектов, имеющих отношение к местному самоуправлению.
Всего за время работы II созыва было принято 245 законов.
Конечно, среди депутатов не обходилось без политических и мировоззренческих дискуссий. Но второй созыв сегодня вспоминается как достаточно сплоченный и в то же время работавший оперативно, в духе времени.
Велик вклад второго созыва ЗС в создание «двояконетолкуемой законодательной базы» региона. Для этого был сперва изменен порядок опубликования официальных документов, которые стали печатать в возрожденной областной газете «Владимирские ведомости».
…Сегодня над зданием областного правительства и Заксобрания флаг области. Есть у региона и свой герб. Именно второй созыв Законодательного Собрания разработал и утвердил эту областную символику, с которой Владимирский регион живет и сегодня.