Работа над Уставом — Основным Законом, имеющим конституционное значение для региона, началась еще во втором созыве, который рассмотрел множество проектов Устава. И к окончательному варианту депутаты пришли уже в третьем созыве.
Председателем Законодательного Собрания тогда был избран Анатолий Владимирович Бобров.
Устав (Основной Закон) Владимирской области был принят 14 августа 2001 года. Он определил основы государственно-правового статуса области, установил систему органов государственной власти, порядок их формирования и полномочия. В Уставе утверждены основные нормы, регулирующие взаимодействие органов государственной власти, административно-территориальное устройство области, систему местного самоуправления.
Отдельные главы Устава посвящены экономическим и финансовым основам развития области, социальной политике, охране окружающей среды, защите от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с Уставом (Основным Законом) были приняты областные законы, регламентирующие деятельность Законодательного Собрания, губернатора и администрации области.
Общая численность созыва ЗС была увеличена с 37 до кратного числа депутатов — 38. Ведь одна половина состава должна была избираться по единому избирательному округу (то есть по всей области) пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, которых выдвигали избирательные объединения или избирательные блоки. А другая половина созыва формировалась по одномандатным избирательным округам. Эти нормы применялись начиная с выборов следующего, IV созыва.
- Третий состав завершил работу над Уставом – Основным Законом Владимирской области, принял ряд законов социальной направленности. И много других законов, - напомнил председатель ЗС III и IV созывов Анатолий Бобров.
Кроме того, в третьем созыве продолжились начатые ранее семинары с председателями окружных, городских и районных Советов народных депутатов, заведующими орготделами, председателями комиссий или комитетов СНД. Эта работа укрепляла взаимодействие депутатов всех уровней в регионе, улучшала качество работы представительных органов власти.
Активнее стали проводить круглые столы и депутатские слушания. Например, в 2001-2003 годах состоялись депутатские слушания на темы, которые областной парламент держит под контролем и сегодня: «О реформировании системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы», «Лекарственное обеспечение населения Владимирской области», «Состояние и пути повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения».
Образование партийных фракций: четвертый созыв 2005-2009 годов.
В марте 2005 года впервые в истории Владимирской области выборы в Законодательное Собрание прошли по смешанной системе. 19 депутатов IV созыва получили мандаты по итогам голосования за партийные списки, а еще 19 – по одномандатным округам. Одной из отличительных особенностей этого созыва стало образование фракций.
С учётом одномандатников самую большую фракцию из 11 человек по итогам мартовских выборов сформировала «Единая Россия», во фракцию КПРФ вошли семь депутатов. Также в созыве были представлены «Российская партия ЖИЗНИ», Российская партия пенсионеров и ЛДПР, Аграрная партия России и «Владимирский гражданский союз». Избрано было и несколько независимых депутатов-одномандатников.
Для обеспечения деятельности решили сформировать аппараты фракций, которых на тот момент оформилось две – «Единая Россия» и «КПРФ».
Первое заседание IV созыва состоялось 12 апреля 2005 года.
Председателем ЗС вновь был избран Анатолий Бобров, заместителями председателя – Владимир Николаевич Киселев, Евгений Александрович Завьялов и Александр Михайлович Синягин. Членом Совета Федерации – представителем от Законодательного Собрания депутаты доверили быть Евгению Павловичу Ильюшкину.
В IV созыве было образовано восемь постоянных комитетов. Интенсивность и объем законотворческой работы в то время заметно возросли: только с марта по ноябрь 2005 года депутаты приняли 164 областных закона, тогда как ранее за год выходило всего около 60 законов.
Принятие значимых областных законов датировано годами IV созыва. Например, в 2005 году появились законы «О Порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» и «О порядке передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в государственной собственности».
В 2006 году утверждены областные законы «Об образовании» и «О мерах по защите нравственности и здоровья детей». 30 мая 2007 года принят Закон «О муниципальной службе во Владимирской области». А 2 октября 2007 года стало датой рождения необходимого закона для системы соцзащиты: «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан Владимирской области».
IV созыв ЗС действовал до марта 2009 года.