На выставке можно детально рассмотреть более 150 экспонатов: авторские работы мастера, его учеников и последователей, произведения «в стиле Эмиля Галле», изготовленные на Императорском стеклянном заводе и Гусевской хрустальной фабрике, а также «советское Галле» – изделия 1930–1950-х годов Гусевского, Дятьковского хрустальных заводов, стекольного завода «Красный гигант».
Эмиль Галле получил как академическое, так и практическое ремесленное образование, что помогло потом проявиться его таланту во всей многогранности, а еще он отлично разбирался в химии и ботанике. Исследователи творчества основателя стиля ар-нуво говорят, что стекло Галле – это природа, увиденная глазами художника.
Галле отрицал человеческую фигуру в своих изделиях, констатирует ведущий специалист по экспозиционной и выставочной деятельности музея-заповедника Надежда Пак. Она начинает экскурсию с небольшого рассказа про ранние работы, выполненные в художественной мастерской Галле (1890-е годы), которая располагалась в городе Нанси во Франции.
Одно из старинных изделий – под номером один в экспозиции, и это великолепный флакон. На нем изображены лилии или, как их еще называли, – мартагоны. Этот экспонат связывают с историей дружбы Галле и известного поэта Робера де Монтескью. Именно последний привил другу-художнику любовь к восточной культуре, так как привозил в подарок гравюры японских художников.
Под номером два – ваза с небольшой надписью. С 1880 года Галле создавал так называемые «говорящие» предметы, то есть писал на изделиях изречения известных поэтов той эпохи. Строка переводится как «Перо на ветру», потому что здесь изображены одуванчики – один из символов Франции. Интересно выглядят и маленькие вазочки для одного цветка, которые называются солифлер. На изделиях изображены растительный орнамент и виноградные гроздья.
Знаменитый художник испробовал различные техники работы со стеклом: наносил на поверхность изделия дополнительные слои стекла, прокатывая горячую заготовку по железному листу, усыпанному разноцветной стеклянной крошкой, расписывал эмалевыми красками, делал гравировку. Но широкую известность ему принесла техника травления по многослойному стеклу в 1880-м. На изделие, предварительно покрытое лаком с вырезанным по нему рисунком, художник кистью наносил плавиковую кислоту. Возможность наносить слои разноцветного стекла разной толщины и варьировать время травления позволяли достичь тончайших цветовых переходов.
– Технология, представленная здесь, принесла ту славу, которая осталась в истории. Эти изделия выполнены в технике многослойного стекла и глубокого травления. Сейчас специалисты говорят о том, что есть у Галле изделия, на которых использовано более 100 различных операций и химических компонентов. В настоящее время специалисты, которые занимаются технологией стекла, не могут раскрыть его секрет, – отметила Надежда Пак.
По одной из версий историков, Эмиль Галле был знаком с российской публикой еще до открытия техники глубокого травления: его отец владел стекольной фабрикой и был поставщиком императорского двора. Считается, что творчество Галле в России признали даже раньше, чем во Франции. На различных выставках, где представляли изделия в этой необычной технике, они вызывали всплеск внимания представителей аристократии. Однако технология была неизвестна, русские стеклоделы по наитию пытались воссоздать подобные стекольные шедевры. Императорский стеклянный завод один из первых стал выпускать предметы по способу Галле, затем идею «подхватил» Гусевской Хрустальный Завод им. Мальцова.
На выставке в «Палатах» можно посмотреть на работы из стекла разных периодов истории, включая СССР и современность. Кстати, в советский период технология была несколько упрощена: у изделий нет того самого многоцветия и на них меньше рельефов.
В экспозицию вошли предметы из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника, Государственного дворцово-паркового музея-заповедника «Останкино и Кусково». Основная часть коллекции (если говорить о советском периоде) была передана в Музей хрусталя в 1981 году. Это были предметы из образцовой комнаты Гусевского хрустального завода, в том же массиве изделия позднее поступили в музей-заповедник. Фонд расширяется путем собирательской работы и из частных коллекций. Также есть изделия, созданные в 1980-х годах с портретами юбиляров, политических деятелей, журналистов, писателей были переданы родственниками и наследниками этих людей.
Возрастное ограничение 6+.