12 мая в 15:12

Владимирцам рассказали о работе медиаторов и способах разрешения конфликтов

Фото: Андрей Травников
В редакции «Владимирских ведомостей» - очередной гость, профессиональный медиатор, директор АНО «Центр конструктивных решений», руководитель Центра примирительных процедур при уполномоченном по защите прав предпринимателей Владимирской области, председатель комитета по медиации Опоры России Светлана Неплох. Беседу о причинах конфликтов и способах их разрешения вела главный редактор издания Юлия Козлова. Разговор транслировался в прямом эфире в группе «ВВ» в социальной сети «ВКонтакте».

- Добрый день, Светлана Юрьевна! Давайте сначала поясним, кто такой медиатор и в чем заключается процедура медиации.

- Медиатор – это специально обученный человек, который имеет высшее образование, прошел обучение по программе медиации, не имеет судимости, старше 25 лет. Процедура медиации – это процедура разрешения конфликта с участием третьего, независимого лица, посредника, который, не являясь стороной конфликта, может помогать участникам найти взаимовыгодное решение. Бывают ситуации, когда стороны уже настолько далеко ушли в конфликт, что не в состоянии не только разговаривать, но даже просто назначить встречу друг другу. Нужен действительно третий человек, который и организует в том числе переговоры. Иногда можно услышать, что медиатор это примиритель. Однако не всегда стороны заинтересованы в примирении, но всегда заинтересованы в решении своей ситуации с наилучшим для каждой результатом. 

- А чем медиация отличается от суда? 

- Принципиальных отличий достаточно много. Перечислю основные. Первое - добровольность обращения. То есть в суд хотим мы или не хотим, но если пришла повестка, вынуждены явиться. А медиация - это процедура добровольная. Согласно закону, который у нас регулирует процедуру медиации, сторона может добровольно обратиться к медиатору, может на любой стадии процедуру прекратить, если поймет, что лучше как-то решать вопрос по-другому. Это одно принципиальное отличие. Второе, наверное, самое важное в том, что суд, естественно, решает по закону, согласно законодательству и никак иначе. А в медиации есть уникальная возможность самим сторонам, как хозяевам, взять спор под контроль и найти взаимовыгодное решение. И если оно будет найдено, то велика вероятность, что будет исполняться. 

- В каких сферах человеческих отношений наиболее востребована эта процедура? 

- Чаще всего это семейные споры, потому что они самые острые, как правило. И там большее количество конфликтов. Из одного развода иногда происходит шесть споров. Делят имущество, определяют место жительства ребенка, порядок общения с ребенком. И тут же делят бизнес, аккаунты в соцсетях. У нас сейчас такая новая категория появилась, как семейный бизнес. И, конечно, люди, когда вступают в брак, не предполагают, что будут разводиться и им надо будет решать такое количество вопросов. 

- А заключение, например, брачного договора до того, как какие-то проблемы начинают появляться, как-то сглаживает эту ситуацию?

- Брачный договор заключается у нотариуса, а у медиатора можно заключить медиативное соглашение. И вот там как раз можно проговорить все, в том числе и вопросы, которые бывает неудобно задать друг другу самостоятельно. А я как медиатор их могу задать, для того чтобы выяснить, а что вы будете делать, если вдруг... Потому что иногда выясняется, что у людей, вступающих в брак, совершенно разная картина мира. У девушки например, вступление в брак – это белое платье, это гости, это лимузин, и на этом все. А то, что дальше начнется, как мы знаем, самое интересное, вся эта бытовая история, она об этом не думает и не готова совершенно. И когда начинают эти нюансы проговаривать: а кто будет банально отвечать за уборку, а кто будет готовить, а кто будет деньги зарабатывать и сколько должен зарабатывать, - было пару раз, что молодые люди решали, немного подождать. Не готовы они, по крайней мере, пока строить какие-то отношения. 

- Сферы здравоохранения и образования касаются огромного количества людей. Соответственно и конфликтов там немало. К вам, медиаторам, обращаются по этим вопросам? 

- Да, конечно. Споры в сфере здравоохранения очень острые, потому что тут самое дорогое у нас – жизнь и здоровье. И зачастую эти конфликтные ситуации требуют решения здесь и сейчас. Люди не могут себе позволить ходить по судам несколько лет, потому что действительно надо решить вопрос, надо восстанавливать здоровье или закрыть какие-то другие потребности. Не все, конечно, случаи медиабельные. Не могу сказать, что медиация – это панацея стопроцентная, но с такими спорами обращаются, и в короткий срок стороны находят выход из сложившейся ситуации. Например, частные клиники сейчас стали больше обращаться, потому что это репутационные моменты, и иски стали уже по 50 миллионов, есть такие прецеденты.

Школьная тема тоже достаточно сложная, потому что в школе конфликты многоуровневые. Бывает, и администрация, и учителя, и родители, и дети обращаются. Действительно долго приходится думать, с чего начать, с кем работать в первую очередь, кто больше заинтересован в решении конфликта, кто готов участвовать в его разрешении.

Медиация становится все более востребованной и популярной. Могу сказать из опыта, что если однажды организация или частное лицо обратилось к медиатору, то в дальнейшем при возникновении каких-либо споров обратится опять, прежде чем идти в суд.

- Кто с кем мирится? Врач-пациент или, например, главврач? 

- Здесь вопрос, наверное, не про мириться стоит, а про то, чтобы сесть, поговорить и прояснить, почему произошла такая ситуация, почему каждая сторона повела себя именно так, что они могут сделать, чтобы разрешить конкретно эту ситуацию, и она в будущем не повторялась. Если это условно называемый структурный конфликт, когда изо дня в день идут жалобы от пациентов, они пишут, что у вас неудобно все устроено в организации, что надо на второй этаж подняться, в кассу заплатить и так далее - это структурный конфликт, который решается прояснением ситуации и просто изменением какой-то логистики. Если конфликт возник у врача с пациентом, возможно, вопрос в каком-то недопонимании.  Бывает хороший специалист, но объяснить доступно не может, использует много терминов, например. Когда мы профессионалы в какой-то области, нам кажется, мы очень  понятно говорим. Что тут непонятного? Человек ушел, дверь закрыл: «Он мне столько наговорил этот доктор». Из-за такого недопонимания и возникают конфликты. 

- Вот, предположим, человек чувствует, что можно без суда решить спор, и медиатор поможет ему с другой стороной договориться. А кто привлекает вторую сторону? 

- Случаются разные ситуации. Бывает, что процедуру медиации рекомендует суд. Бывает, обращается одна сторона по сарафанному радио, например, и просит, чтобы я как медиатор пригласила вторую, потому что нередки истории, когда они совсем не общаются и заблокированы друг у друга, то есть у них даже нет возможности контакта никакого. А бывает, что и обе стороны приходят. Конечно, с бизнесом в этом плане проще. Бизнес - про деньги, про время. И сейчас для бизнеса создано много возможностей обращения к процедуре - это и Центр примирительных процедур при бизнес-омбудсмене, и комитет по медиации Опоры России, и коллегия посредников при ТПП ВО.

- Процедура медиации платная?

- Она по закону у нас платная, и оплачивается сторонами, в соответствии с законодательством в равных частях, если стороны не договорятся об ином. Такие ситуации тоже бывают, когда кто-то расходы берет на себя, но на нейтральность медиатора это никак не влияет. 

- А как понять до обращения, что процедура медиации может помочь? 

- Я думаю, что человек, который с медиацией никогда не сталкивался, вряд ли сам сможет проанализировать. Поэтому всегда у нас есть возможность бесплатной первоначальной консультации, для того чтобы определиться, медиабелен ли вообще спор, или действительно его нужно решать в суде или каким-то иным способом. Поэтому я думаю, что тут в любом случае обратиться лучше к профессионалу, чтобы точно понимать. По крайней мере, на консультацию, а там уже стороны будут обладать большей информацией и смогут определиться, хотят они к медиатору или как-то по-другому, будут решать вопрос. 

- Как к вам записаться на консультацию? Можете оставить координаты? 

- Номер телефона 8 999 517 28 91. Можно писать, трубку я не всегда беру, потому что иногда бываю в процедуре медиации или на мероприятии. Пишите, по какому поводу, я или мои коллеги при первой возможности с вами свяжутся и проконсультируют.

- Светлана Юрьевна, спасибо вам большое за то, что пришли к нам в гости, ответили на наши вопросы! 

- Спасибо! Желаю всем мирного разрешения конфликтов.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 19:14 В Муроме 14-летний подросток из-за петарды едва не лишился глаза и пальцев
Вечером в пятницу, 20 декабря, в городе Муром в местную больницу поступил подросток с множественными травмами кисти руки и ожогом глаза. По словам подростка, у него в руке взорвалась петарда.
сегодня в 18:46 Пенсионерку, пытавшуюся поджечь полицию в Петушках, отпустили под домашний арест
Во Владимирской области суд избрал меру пресечения 73-летней пенсионерке из города Петушки, которая в субботу пыталась поджечь здание районного отдела МВД.